Вблизи за работой их увидеть практически невозможно. Разве что вы сами окажетесь плечом к плечу с ними в пекле лесного пожара. Потому что авиационная и наземная охрана действует в труднодоступных и удалённых местах.
Заповедное место. Лесники, если вы не знали, люди довольно загадочные и, кажется, действительно могут разговаривать с деревьями. В такую профессию приходят не ради карьеры, а для души. Сорокашестилетний начальник участка ялуторовского филиала Тюменской базы авиационной и наземной охраны лесов Сергей Ворсин, исходивший и изъездивший сотни километров непролазными стёжками, знает одно тайное место силы, где можно прикоснуться руками к вековым зелёным исполинам.
- Лесной островок под Ивановкой. Там несколько сосен лет по сто пятьдесят, наверное. А в основном березнячок. Пешком туда сложно дойти, я на снегоходе добираюсь. И всё время говорю: спасибо, что и в этом году я сюда попал!
В разговорах он оперирует кварталами. Непосвящённому ни за что не понять, где это находится. Торных дорог обычно туда не проложено. А вообще авиалесоохрана - это не просто тушение пожаров в дремучих урманах. Задача намного шире: защита и воспроизводство. Тут целая философия. Ну а в народе их всех сокращённо называют тюменской авиабазой. Хотя наземников как раз больше. Лес ведь внизу, а не на небе.
За профессионализм. Благодарственное письмо депутата Государственной думы Сергею Ворсину вручил Иван Квитка, специально приехавший в Новоатьялово. Там, в пришкольном лагере, как раз проходила встреча, посвящённая героям-землякам. В числе мужественных профессий дети сразу назвали спасателей. И, как выяснилось, за примерами далеко ходить не надо - герои есть здесь и сейчас. В мирное время и без оружия. А ведь Сергея Александровича в селе хорошо знают, это было заметно. В мае он с коллегами боролся с огнём за северными границами Ялуторовского района - на ярковской территории. Кстати, причиной ЧП Ворсин назвал человеческий фактор. А сразу после награждения он отправился на тушение очередного пожара в сорок четвёртый квартал новоатьяловского лесничества. Там несколько очагов по соседству. Молния, говорят, поработала. Такие происшествия называют грозовыми. Сейчас на месте целый табор - сорок человек лесной охраны из Новоатьялово, Заводопетровского, Ялуторовска, Тавды и специалистов арендатора. Хотят сомкнуть фронты огня для ликвидации. То есть они реально действуют в окружении пламени, где воды не натаскаешься. Хорошо, спецтехника курсирует.
- Вчера был случай, - рассказывает Сергей, - между двумя действующими пожарами локализовали третий, торфяной. Ходят пять человек, кромку заливают, а вихрь крутанул - и на сорок метров огонь перекинул. За ними загорелось и наверх пошло. Пришлось быстро всех выводить.