Когда вокруг Ялуторовска выделяли участки для огородов и дач, никто и не предполагал, что спустя несколько десятилетий они окажутся в черте города.
Кто во что горазд. Сначала это выливалось в потерю части урожая, которую уносили «овощные» воры. Затем пришёл «железный век», и с дач потащили металл. А сейчас можно наблюдать становление «феодального строя», точнее – строительства.
Проезжаешь мимо сообщества, раскинувшегося возле школы им. Декабристов, и диву даёшься, какая глобальная стройка там развернулась в последнее время. Дома растут как грибы, и это касается не только скорости, но и расположения. Один стоит углами по сторонам света, другой – фасадами, а третий повёрнут на непонятный градус. О нормах, правилах и СНиПах речи тут не идёт. Стены ставят вплотную к границе соседнего участка, домика или сарайчика. Самые «удачливые», чьи земли находятся по периметру, норовят обозначить себя отдельной усадьбой и отсыпают подъездные пути с дорог общего пользования. Вот только в дачном строительстве не всё так просто, и сегодня попробуем разобраться, что можно делать, а чего нельзя.
Итак, для начала необходимо понять разницу между огородным и дачным участками. На первом можно возвести только сарайчик для инвентаря, а на втором – домик. Так вот у нас в городе в основном участки второго типа, то есть строить можно. Более того, строение вполне реально зарегистрировать. Для этого перед началом работ нужно обратиться в органы местного самоуправления с уведомлением о начале строительства индивидуального жилого дома. Ну а с документами становится реальной и прописка. На словах всё просто – такая земля явно дешевле, чем отведённая под индивидуальную застройку, зарегистрироваться по месту проживания разрешают. Чем не шанс для возведения собственных квадратов? Но и тут без подводных камней не обошлось.
Сами по себе. – Во-первых, упрощённая регистрация таких строений возможна, только пока действует так называемая «дачная амнистия». Во-вторых, следует знать, что земля дачного сообщества находится в градостроительной зоне с дачным назначением и, соответственно, обслуживание этой территории ложится на плечи дачного общества, а не муниципалитета, – поясняет начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации города Владимир Губачёв.
По его словам, когда люди, решившиеся на дачную жизнь, узнают об этом, лишь разводят руками: «Может, что-то изменится?». Строят даже в глубине улиц, при этом не задумываются, что проезды здесь нестандартной ширины и обычно не превышают четырёх метров. А это значит, что даже за свой счёт дачники не смогут организовать нормальную дорогу с тротуаром. О том, что их дети будут ходить в школу по грунтовке, в общем потоке с транспортом, без уличного освещения, на данном этапе никто не задумывается. О доступе скорой помощи, пожарных и других аварийных служб речи тоже не идёт, особенно в распутицу и зимой. Даже гостям новосёлов элементарно негде будет поставить своё авто.
Казалось бы, этих проблем лишены владельцы участков, расположенных по периметру. Но это не совсем так. Дачники могут добраться до своих земель, только используя имеющиеся проезды. Сооружать новые подъездные пути, связывающие «усадьбу» с дорогами общего пользования, запрещено! За примерами далеко ходить не нужно: хозяину дачи, граничащей с центральным въездом у сквера второй школы, уже предписано ликвидировать самодельный мостик.
Лёгкий свет. Но людей не пугают такие обстоятельства. Стимулом к застройке служит и послабление правил технологического присоединения к электросетям.
С 20 октября этого года с принятием постановления правительства РФ от 9.10.2021 № 1711 это можно делать без согласования с правлением товарищества. Раньше приходилось обращаться в сетевую организацию через садоводческое или огородническое товарищество. Это замедляло процесс подведения электроэнергии к потребителям и означало дополнительные расходы, часто немаленькие.
По прежним правилам сетевики подводили линию до границы садоводства, а внутри дачники за свой счёт нанимали электриков по договоренности с правлением товарищества. Чем дальше находился участок от границы товарищества, тем дольше приходилось ждать подключения и больше платить.
Руководство общества, пользуясь статусом, могло организовать дополнительные поборы, причём как за подключение, так и за использование электроэнергии. Частенько выставлялись неоправданно большие счета, а владельцы участков платили, чтобы им не отключали электричество. По новым правилам ветку до дачи тянет сетевая компания – за обоснованную фиксированную плату и в течение всего 30 дней. Для этого владельцу участка надо подать заявку в организацию, которая обслуживает этот район.
Как пояснила помощник ялуторовского межрайонного прокурора Алёна Москалёва, таким алгоритмом могут воспользоваться дачники, которым нужно запитать устройства суммарной мощностью не более 15 кВт. Соответственно, превратить свой официально дачный домик в неофициально жилой дом с основными благами цивилизации.
Взвесить за и против. Конечно, такое жильё лучше, чем никакого, но со временем массовая застройка дачных участков может принести большие проблемы владельцам таких домов. Неизвестно, что будет после окончания «дачной амнистии» или в случае чрезвычайной ситуации. Пока основные претензии поступают лишь от соседей таких застройщиков. Ведь разрешения на возведение они у них не спрашивают. А то, что все три сотки соседского огорода частенько попадают в тень особняка, мало кого волнует.
Взаимовыгодного выхода из этой ситуации пока не видно. Хотя, к примеру, когда Тюмень «поглотила» аналогичный массив, одна из фирм выкупила садовые участки. Строители провели перепланировку, организовали стандартные улицы, подвели коммуникационные сети. В итоге дачи превратились в территорию под ИЖС.