Когда случается знакомиться с людьми из разных уголков нашего муниципалитета, порой диву даешься обширной географии. В советское время, а иногда и сейчас, целые семьи в два, а то и в три поколения покидают родные места и устремляются в другие города и поселки.
Вот, например, история Людмилы Волковой. Родом она из Мурманской области, но уже много лет счастливо проживает в Хохлово, как и большая часть ее братьев, сестер, племянников.
- Да-да, нас тут целая диаспора, - смеется Людмила Феодосьевна.
Впрочем, знаменита наша героиня вовсе не переездом из одной части страны в другую или многочисленной родней, а трудовыми подвигами на благо малой родины, которую в далеком 1973-м обрела в Ялуторовском районе.
За пять километров. История семьи Людмилы Феодосьевны, пожалуй, банальна для послевоенного времени. Тяжелое материальное положение многих вынуждало скитаться по городам и весям в поисках лучшей доли. Вот и родители нашей героини вместе с детьми покинули Мурманскую область и переместились поближе к другой родне - в Кировоградскую.
- Семья была большая. Семеро ребятишек. Пришлось рано узнать, что такое работа. С восьми лет была топтанщицей на покосах. Денег не платили - оценивали в трудоднях. Нам их начисляли наравне со взрослыми, - рассказывает Людмила Волкова.
Она до сих пор помнит, как хрустит под ногами сено, когда топчешь его на возу. Не забыла и путь в школу. В начальную ходила за два километра, в среднюю - уже за пять. Приходилось всё успевать - и учиться, и маме помогать с хозяйством. Участок у семьи был большой - 50 соток. Часть засевали ячменем и овсом.
- Скотину же еще держали. Мясо продавали, на это покупали ткань, и мама шила нам одежду, чтобы было в чем в школу ходить. Отец был механизатором и, конечно, без хлеба мы не сидели, но работали все помногу, - рассказывает Волкова.
Быть бы мне на фабрике. После школы в 1964 году юная Люда уехала в Гусь-Хрустальный. Училась в ФЗУ при текстильном комбинате на ткачиху. А мечтала она совсем о другом - лечить людей. В медучилище документы подала, но пробиться не получилось - конкурс был девять человек на место! Да и брали в основном мальчишек.
- Год я отработала ткачихой, а потом поступила на вечернее отделение льняного техникума, который был при нашем комбинате. Учиться предстояло пять лет, а среди дисциплин и немецкий язык, и сопромат, и высшая математика. Это было непросто, и сейчас, если честно, не понимаю, зачем нам нужны были такие серьезные предметы, это ведь целое высшее образование получается, - вспоминает Людмила Феодосьевна.
Спустя столько лет она удивляется, что в молодости на всё хватало сил, ведь помимо учебы работу никто не отменял, и на развлечения времени совсем не оставалось. Впрочем, несмотря на такую загруженность, она успела и замуж выйти, и ребенка родить, и стать мастером смены в ткацком цеху. Шутка ли, но в ее подчинении были порядка 120 сотрудниц.
- А еще я спортом занималась, на лыжах бегала! - смеется наша героиня.
Супруга выбрала себе под стать - работящего, родом с Рязанщины. Он трудился неподалеку - мастером на хрустальном заводе.
Крутой поворот в карьере. В Хохлово со временем перебралось немало родни нашей героини, в том числе и родители. Как и почему так получилось - история умалчивает, но в 1972 году сюда в отпуск приехали и молодые супруги Волковы. Муж Людмилы оценил местные просторы и предложил:
- Может, и мы сюда уедем?
На том и порешили. Спустя два года уже на новом месте родили второго сына. А до законного декрета (хотя и был он в те годы несравнимо короче современного) ткачихе и технологу Волковой пришлось сделать резкий поворот в карьере и пойти в телятницы.
- После рождения сына я вновь вышла работать с телятами, а потом в колхозе решили, что нужны племенные нетели. Нужны-то нужны, а вот ставить на них некого. Бригадир мне и предложил взять это на себя. Сказал - научим. Ну я и согласилась. Отработала 1,5 года. И вновь поворот судьбы - понадобился осеменатор. На одного в колхозе была непосильная нагрузка - 400 голов. Я вновь согласилась. Меня под крыло взяла Майя Николаевна Лукач. Она и научила премудростям этой профессии, - вспоминает Людмила Волкова. Признается, что поначалу было трудно и физически, и морально. Брезгливой наша героиня никогда не была, как и многие деревенские жители. В такой работе ее больше пугала ответственность.
- В 1976 году я отучилась в Тюмени, в школе повышения кадров. Работать со временем стало всё интереснее, да и я чувствовала себя уже более уверенно, понимала все процессы. В 1978 году у нас появился комплекс беспривязного содержания. Стало чисто и тепло, оборудовали хорошие лаборатории. Под моим началом были четыре доярки и четыре скотника, - рассказывает Людмила Волкова.
Знать Бурёнку в лицо. Работа осеменатора действительно очень сложна и ответственна. На ферме это, пожалуй, главный человек. От него зависят и приплод, и количество молока.
- Осеменатор должен много знать и постоянно совершенствоваться в профессии. Не лениться и не бояться применять все новшества на практике. Я ездила на семинары, выписывала журналы, общалась с коллегами. Всё время что-то узнавала и сразу прикидывала, как это можно использовать, - говорит Волкова.
К слову, за 29 лет работы, а именно столько трудилась она техником-осеменатором, более десяти раз ездила на областные профессиональные конкурсы и занимала там первые места. Четыре раза удалось ей стать абсолютным чемпионом региона в своей сфере. Признаётся, что в последние годы участвовать в соревнованиях было уже не интересно, да и задор у молодёжи при виде такого сильного конкурента пропадал. И выступала Волкова для души, вне состязаний.
- Помню, шутили мы с одной из доярок, что она своих коров по вымени узнаёт, а я… а я по морде, - хохочет наша героиня. Ну что ж, таковы реалии сельской жизни, а без юмора что в деревне, что в городе - никак нельзя.
- Если серьезно, то мы вместе с доярками и скотниками за телят бились, как и за надои. И выход молодняка у нас всегда был отличный, - говорит Волкова.