Ялуторовчане гордятся историей своего города и, безусловно, имеют на это полное право.
И если раньше Ялуторовск прежде всего ассоциировался с декабристами, которым суждено было провести в суровом краю долгие годы, то сегодня благодаря стараниям нашего коллеги и товарища Павла Калистратовича Белоглазова история Ялуторовска представляется более насыщенной фактами, событиями, людьми.
Известный, но незамеченный. Выяснилось, что именно здесь родился и провёл свои юные годы купец и меценат Савва Мамонтов, глубокий след в истории не только нашего города, но и страны оставили представители семейства Балакшиных, отец и сын Словцовы, Павел Фитин, Стефан Знаменский… Традиционные «Декабристские вечера», фестиваль народного творчества имени С. И. Мамонтова, «Словцовские чтения» в Тюмени – сегодня события уже не регионального, а всероссийского значения.
Но есть один человек, достойный едва ли не более всех славы и уважения потомков, тем не менее для ялуторовских краеведов он редко становился объектом пристальных исследований. Ни памятника ему, как купчихе Екатерине Гусевой, ни фестиваля, как в память о Савве Мамонтове, ни наименований улиц и площадей в честь него нет. Речь о Кирьяке Степановиче Колмакове, чей юбилей (между прочим, 150-летие со дня рождения) случился не так давно. При этом остался почти незамеченным. И дело не в пароходах, шестиэтажной паровой мельнице (о ней даже упоминается в словаре «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Западная Сибирь»), знаменитой оранжерее с пальмами и бананами, кренделях с пряниками… Сын купца 1-й гильдии Степана Колмакова был не просто начитанным человеком, он окончил престижную Петровско-Разумовскую академию в Москве (ныне Тимирязевская) и стал первым учёным-агрономом в наших краях. В бытность учёбы участвовал в революционном движении. А в наши края вернулся, чтобы, как сам считал, «всемерно способствовать духовному и нравственному пробуждению простого народа». И это не пустые слова.
Раздавал семена и печатал газету. Колмаков был действительным членом Тобольского губернского музея, сам организовал сельскохозяйственный музей при местной школе, в течение десяти лет издавал в Ялуторовске за свой счёт научные труды местного отделения Московского общества сельского хозяйства, которым и руководил. Посредством печатного слова ратовал за культуру земледелия, за применение различных сельхозмашин и технологий. У себя на заимке едва ли не первый в Сибири занялся семеноводством (полученные семена каждую весну бесплатно раздавал крестьянам из окрестных деревень). И выпуск «Крестьянской газеты», позднее «Ялуторовской жизни», прежде всего был обусловлен желанием донести до простых землепашцев знания агрономии и зоотехнии. Конечно, не обошлось и без политического подтекста, ведь Кирьяк Степанович и в зрелые годы оставался истинным либералом.
На заимке Колмакова регулярно велись метеонаблюдения, для пчёл уже использовались рамки, даже работала своя электростанция, благодаря которой обогревалась оранжерея и был свет в усадьбе.
Состояние национализировали. Не так давно узнал, что одним из главных архитектурных достопримечательностей Омска является так называемый дом Кирьяка Колмакова. Строило семейство его для собственных нужд, дабы проще было пробиться со своим товаром на местный рынок. Но был он, как выяснилось, и штаб-квартирой Омского отделения Московского общества сельского хозяйства, именно ему позднее Кирьяк Степанович передал дом в дар.
Увы, при жизни земляки его усилий по претворению нашей округи в настоящую житницу Сибири не оценили. Следы Колмакова теряются в 1919-м где-то в Омске. О судьбе его детей история тоже умалчивает. Известно лишь, что из национализированного поместья Колмаковых вывозили в Ялуторовск книги и иконы на шести подводах, а некоторые из печатных изданий и сегодня хранятся в фондах нашего музея.
Про Кирьяка Колмакова можно сказать наверняка: где родился, там и пригодился. Жил он действительно не ради собственного блага, а для людей. И было бы вполне заслуженно назвать в его честь, к примеру, одну из улиц города.