Благодаря удалённости территории Сибири от центральной части России обрядность здесь всегда была богата и разнообразна. Особенно многочисленными были зимние обычаи наших предков. Новогодние и рождественские традиции сибиряков впитали в себя культурную самобытность разных славянских народов-переселенцев, но доминировали среди них исконно русские.
Сохранились многие из них и в прошлом веке, а некоторые существуют и поныне, в двадцать первом. Например, жителям деревень Викуловского района, от мала до велика, знакома традиция хождения «ряженых» или «шуликиных», как говорится в народе. В предрождественскую неделю или перед Старым Новым годом вечерами по улицам бродят «ряженые», совершая мелкие пакости. Но большинство давних традиций уже утрачено.
Рождество всегда было наряду с Пасхой одним из главных годовых праздников церковного и народного календаря. Рождество, Васильев вечер и Крещение объединяли одним общим названием Святки. Они всегда отмечались катаниями, гуляниями, театральными представлениями и разными народными забавами.
В праздниках рождественского цикла присутствовали древние языческие и христианские обряды - колядование и христосославление. В далёкие времена языческие пережитки ещё преобладали в сознании людей, недавно принявших христианство. Если обряд христосославления на Рождество, когда люди - в основном дети - ходили по утрам от избы к избе и славили Бога-сына, одобрялся церковью, то вечерние похождения ряженых – нет. Существовала своего рода оппозиция: Христа славили ранним утром, а колядные проделки, осуждаемые церковью, осуществляли поздним вечером и ночью.
В 2022 году произошло знаковое событие для всех, кто ценит старину. Был реализован проект «Folk-пространство «Перекрёсток традиций». За его создание отвечает организация «Культурное наследие Сибири «Росстань» из Тюмени. Участники экспедиций под руководством Лилии Дёминой более тридцати лет собирали богатый песенный материал, этнографические, исторические данные из деревень юга области, преимущественно Викуловского района. Они жили в наших селениях, общались с местными жителями и записывали всё, что те рассказывали и пели: песни, частушки, обряды, гадания, игры.
Много деревень объездили собиратели фольклора, чтобы сохранить его для будущих поколений. И сегодня мы можем пользоваться тем материалом, который они сохранили. Он оформлен в виде интерактивной фольклорной музыкальной «карты» юга Тюменской области. Благодаря этой карте мы можем почитать, послушать и посмотреть предоставленную нашими земляками информацию.
О зимних традициях первой половины двадцатого века земляки также рассказывали. Например, во время одной из экспедиций в 2001 году этнографами были опрошены жители села Одино на тему Святочных обычаев в старину. Лидия Степановна Рошова вспомнила вот что:
«На Рождество шуликиными ходили – наряженными, то есть. Кто в медведя наряжался, кто в старуху, кто в цыгана. Идут под Рождество по домам, пропускают их – кучками, человек по пять, по три. А они идут и поют рождественские песни. Говорили хозяевам: «Дай пирога. А не дашь пирога, корову за рога уведём». Вот им и подавали, у кого что было, стряпню…»
Рассказала она и о гаданиях, которые преимущественно применялись девушками в её деревне. Например, захватывали дрова – смотрели, кому какое полено попалось. Если сучковатое, то жених некрасивый будет – нос длинный. Ходили девушки подслушивать под окошки – если какая услышит случайно мужское имя, так и будут её будущего жениха звать. Принято было запускать в избу петуха. Ему насыпали зерна, в зерно клали колечки. Если петух клюнет в колечко, значит, в этом году девушка замуж выйдет.
В 2012 году Анна Владимировна Мещерякова из Поддубровного так рассказывала участникам экспедиции о ряженых:
«Шуликины на Рождество ходили, особенно под Крещение: ворожили, наряжались. В основном наряжались в стариков и старух, даже у нас маски были твёрдые старика с бородой и старухи. Из какого они были материала сделаны, не знаю. Делали, потому что поверье такое было. Хозяйки, к которым шуликины приходили в дома, их одаривали. Как же не одаривать-то? Обычно колядовщикам подавали что-то съестное, например, сало. Конфет то и не было – слаще свёклы ничего не ели. Одевались в рваные вещи, лохмотья. Да любые наряды, которые надевали – всякие по-своему были хороши…»
Анна Владимировна Мещерякова вспомнила, что раньше, бывало, в это время в деревнях на коровах дрова возили. В январе можно было увидеть такую картину: едут сани, запряжена в них корова, а в санях ряженые. Корову тоже наряжали, на рога ей привязывали красивые ленты и платки.
На Рождество принято было играть в игры, например, в «Третий лишний». В эту игру с удовольствием играют и современные дети. Но бывали и такие игры, у которых в наши дни уже вряд ли остались «поклонники». Среди них можно отметить такую, как «Доволен сосед соседкой?» Суть игры: нужно образовать «пары». Если доволен тем напарником, которого ему предложили в пару на время игры – то есть «соседом», то его бьют по руке ремнём. Сколько скажет – столько и бьют, а он терпит, чтобы не менять напарника. А если недоволен, то забирают к другому «соседу», также образуя «пару». «И там «горячих» дают», - так описывала эту игру Анна Владимировна. А уж сколько «горячих» давать недовольному, решал выбранный из играющих судья, который сидел отдельно и наблюдал за происходящим. Вот так веселились наши предки! Шумно было в сибирской глубинке на Святки…