Будка дежурного по переезду совсем небольшая, горожане сравнили бы ее с типовой кухней в хрущевке. Обстановка внутри спартанская, без излишеств, из мебели – только стол и два стула. Никаких диванов и кроватей – спать тут некогда, да и не положено.
Бауржан Ромазанов работает на железнодорожном переезде в поселке Винзили шесть лет. Он – продолжатель династии железнодорожников.
Дежурный должен быть начеку и постоянно следить за обстановкой. Даже когда поезд прошел и ближайший ожидается не скоро, сюрпризы могут подкинуть проезжающие автомобили. Могут раз – и заглохнуть посреди дороги на переезде. В таком случае реакция у дежурного должна быть мгновенной: оценить обстановку и решить: передавать заградительный сигнал локомотивам или есть еще время разрулить ситуацию. Именно такой случай произошел во время дежурства Бауржана на прошлой неделе. КамАЗ решил тихонечко проехать переезд и забуксовал в метре от железнодорожных путей. Дежурный по перегону передал заградительный сигнал.
- Такой случай – первый в моей практике, – рассказывает Бауржан. – До этого сам лично с подобными ЧП не сталкивался. А вот мои дядьки, которые тоже работают путейцами по 10 лет и больше, такое уже проходили. Один из них – дежурный по переезду на Заимке, три года назад предотвратил столкновение локомотива с выехавшим на пути под красный свет автомобилем-"длинномером". Я иногда просто поражаюсь водителям: как можно быть таким безрассудным и проскакивать под закрывающийся шлагбаум? И ладно бы только легковые, но и грузовые иногда – туда же. Еле-еле тащится, груженные под завязку, нет, все равно пытаются проехать под запрещающий сигнал. Номера всех лихачей мы записываем и передаем в ГИБДД.
На переезде бывают свои часы пик, когда составы идут один за другим. Полминуты – и проходит новый. Дежурному в это время даже присесть некогда. Для психологической разгрузки остается только считать вагоны.
- Пассажирские поезда обычно коротенькие, – говорит Бауржан, – зато в товарных может быть и 70, и 80, иногда даже под 150 вагонов. В таком случае, их тащат сразу несколько локомотивов, а состав можно растянуться на километр и больше.
Опытный дежурный может издалека различить, какой приближается локомотив. Не только по "экстерьеру" или, как говорят, по "морде", но и по звуку его гудка. У товарняка он мощнее, а у тепловозов и электровозов "в возрасте" – более басистый.
Есть у дежурных и свои лайфхаки, как не потерять концентрацию внимания во время дежурства, особенно ночного. Читать книги, "залипать" в телефоне, слушать радио строго запрещено. Лучший способ тонизировать себя – выйти на улицу и поработать физически.
- Мое первое дежурство было зимой, – вспоминает Бауржан. – Первый раз всегда волнительно, но тут не до переживаний. В снегопад вместе с путевыми рабочими берешь ломик, лопату и расчищаешь пути. Чистота на переезде – тоже наша зона ответственности.
Бывает, что дежурства выпадают и на праздники. Так, три года назад Бауржан на посту встречал Новый год. Никаких гирлянд и елочек. Никаких новогодних обращений и звонков с поздравлениями. Ничто не должно отвлекать от дороги. Таковы правила.
- Когда начинал работать, со мной рядом был наставник, – рассказывает Баурджан. – Очень благодарен ему за то, что всё чётко, понятно объяснил, как и что надо делать. Главное, говорил он тогда, что бы ни случилось – надо думать о безопасности. Смотреть по сторонам, не расслабляться и не отвлекаться.
Может, для кого-то работать в таком режиме и тяжело, но Баурджан говорит, что ему нравится быть ответственным за такой важный участок. И ему бы очень хотелось, чтобы когда-нибудь его дети тоже выбрали железнодорожную профессию и продолжили династию.