Сегодня в городе завершается XXXV областной историко-культурный фестиваль «Декабристские вечера». Впервые за несколько лет в Ялуторовск прибыл именитый для нас визитёр - прапраправнучка декабриста Ивана Якушкина Мария.
Гостья из будущего. С утра в прошлую пятницу ударил крепкий мороз, традиционный митинг на площади у бюстов девяти декабристов провели быстрее обычного. Мария Якушкина прилетела в Тюмень из Москвы уже после обеда и успевала только на вечернее открытие фестиваля в ДК «Арт-Вояж» в половине шестого. С мужем Александром Захарченко они вошли во Дворец культуры точь-в-точь перед началом. Обратный билет у них был на вечер субботы - на всё про всё чуть более суток.
- Иван Георгиевич Якушкин, мой отец, приезжал сюда ровно 30 лет назад на 200-летие со дня рождения своего прапрадеда. Папины братья, сестра, у всех есть дети, внуки, так что у нас большая семья, - с лёгким московским аканьем рассказывала Мария, впервые попавшая в Ялуторовск аккурат в самые холода. - Чувствую себя декабристкой, два века назад мои предки тоже боролись с морозами, и они их не пугали.
Собираясь в Сибирь, ещё в Москве она купила валенки.
- Долго раздумывали, ехать или нет, но научный сотрудник музея Ирина Петелина убедила, что обязательно надо. Рада, что мы здесь! - добавила гостья.
Мария - выпускница Московского государственного лингвистического университета им. Мориса Тореза, переводчик с английского и немецкого, то есть почти классический филолог-лингвист. Как выяснилось, по специальности сейчас она не работает, а трудится в отрасли информационных технологий в представительстве одной западной компании.
Вспомнить всё. В этом году со дня рождения Ивана Дмитриевича Якушкина исполняется 230 лет: по новому стилю - 29 декабря 1793-го, по старому - 9 января 1794-го. Императорский указ об отправке его после каторги на поселение в Ялуторовск датируется концом 1835 года, то есть тогда отставному капитану было уже хорошо за сорок. Жизнь в провинциальных городках, давайте честно признаем, никогда не сулила чего-то блестящего, тем более под надзором. Возвышенный ореол Якушкину в глазах внимательных биографов придавала его личная большая трагедия: после вынесения приговора в 1826 году он больше никогда не смог увидеться со своей женой Анастасией. Беспокоясь о судьбе детей, она сначала не решилась оставить их и последовать в одиночку за мужем в Сибирь, а когда осмелилась, то было поздно. Император категорически запретил ей это, ссылаясь опять же на необходимость воспитывать детей. Она умерла в 1846 году, супруги так и не встретились. Именно в память о жене он стал инициатором открытия первой в Сибири школы для девочек. Опыт был, ведь за четыре года до этого Якушкин способствовал открытию школы для мальчиков под крылом церкви. Оформлял, конечно, не сам, главным был настоятель Сретенского собора Стефан Знаменский (ссыльному бы не разрешили). Но преподавал Иван Якушкин сам, много и с удовольствием. А ещё наблюдал за погодой, собирал растения и катался на коньках.
- Жители нашего города впервые увидели коньки, когда Иван Дмитриевич скользил на них по льду окрестных водоёмов. А ещё он собрал три гербария, которые отправил в Географическое общество, - горячо начала перечислять достоинства декабриста председатель городского комитета по культуре Ирина Мелкова на «Якушкинских чтениях». - Это был высокообразованный человек, который нёс людям просвещение, культуру и знания!
- Прямо до слёз! - растрогалась Мария Якушкина. - Просто удивительно, насколько вы храните память!
В дар нашему музею прапраправнучка передала оригиналы ботанических карточек, по которым ссыльный изучал местные растения два века тому назад, генеалогическое древо рода Якушкиных и книги своего отца по истории.
Другой подход. Интерес к декабристам у жителей Москвы и Петербурга давно упал и прежде всего потому, что там речь идёт о восстании на Сенатской площади. Ничем особо полезным для народа, с точки зрения жителей современных мегаполисов, бунтовщики не отметились. Впрочем, за северную столицу вступилась сотрудница музея Ирина Петелина.
- В Москве действительно забыта эта тема, там к ней редко обращаются. Но в Петербурге памятные мероприятия проводят ежегодно, - сообщила Ирина Владимировна.
В Ялуторовске же к памяти декабристов иной подход. Во-первых, благодаря найденной в ХХ веке записке Матвея Муравьёва-Апостола и энтузиазму первого директора краеведческого музея Ивана Озолина наш город удачно встроился в советскую идеологию осуждения царской власти и начал раскрутку собственного, говоря нынешним языком, бренда: Ялуторовск - город декабристов. Не так важно, что у нас их было всего девять. В Чите, Тобольске, Берёзово эту тему так не подхватили, а в Ялуторовске всё получилось. Правда, иногда доходит до смешного: некоторые впопыхах называют наш город родиной декабристов. Нет, конечно, он не был их родиной. И все выжившие в ссылке после помилования вернулись поближе к столицам или своим поместьям. Но какая характерная оговорка! Право, это признание.
Во-вторых, и это самое главное, в Ялуторовске искренне ценят дворян-изгнанников за то влияние на культуру и образование, которое потихоньку начало менять город лет эдак 180 назад. Можно, конечно, поспорить об этом с учётом современных реалий. Посмотрим правде в глаза: нелегко заманить обычного работающего ялуторовчанина даже в выходные в музей или на концерт классической музыки. На таких событиях присутствует интеллигенция (которая всегда и везде в меньшинстве), а также активные пенсионеры, сотрудники администраций по долгу муниципальной службы или родители выступающих детей. Кстати о школьниках. Ежегодно в рамках фестиваля они посещают выставки, концерты, балы, посвящённые декабристам. Правда, в этом году вмешались морозы. Так разве это и не есть хорошо знакомый нам с детства культурный код города? Удивительно, что он не нашёл своего отражения в брендбуке к 365-летию Ялуторовска. А Мария Якушкина приятно поражена и собирается приехать к нам снова в 2025 году.