ДШИ им. Саввы Мамонтова вновь становится открытой для проведения больших ежемесячных концертов или выставок, как это было несколько лет назад.
Первый раз. Культурная программа в небольшом городе в выходные дни, что уж тут скрывать, чаще всего минимальна: это вам не столица, у нас все точки хорошо известны наперечёт. Музеи, кинотеатр, острог, ЦНК с детскими спектаклями да Дворец культуры «Арт-Вояж», если там есть гастроли или концерт. Вот, собственно, и всё. Поэтому возвращение на орбиту открытых к посещению событий, которые регулярно проводились в ДШИ, не осталось незамеченным. Главной новостью стала возможность приобретать билеты через интернет. Строго говоря, это делалось с упором на владельцев «Пушкинской карты», но воспользоваться услугой может любой.
Первым таким тестовым событием стал концерт камерного оркестра под управлением Татьяны Трениной. Билет на него стоил 150 рублей, что очень недорого за полноценный живой звук. Приобрести его можно было либо заранее через сайт школы искусств, либо на месте перед началом с помощью дежурившего системного администратора, но тоже через сайт. Никаких терминалов или оплаты наличными. Немного смущала необходимость указывать контактный телефон и ФИО в форме заказа. Беспокоило и то, а не «зависнут» ли деньги, мало ли что.
- Заходите на сайт в пункт «покупка билетов» и выбираете интересующее вас мероприятие, - объяснил системный администратор ДШИ Алексей Покрышкин. - Если у вас есть «Пушкинская карта», то выбираете её, если обычная банковская - оплачивате банковской. Вводите её реквизиты, в ответ приходит СМС-сообщение, вы подтверждаете платёж и скачиваете билет.
Эту технологию для школы целый месяц настраивала московская компания системного интегрирования. Но теперь, на первый взгляд, всё сработало. Электронные билеты можно было даже не распечатывать. Их показывали на экране телефона при входе, а сотрудники сканировали код с экрана своими смартфонами. В принципе, подобная система давно действует на крупных концертах, в РЖД или аэропортах. Единственное, о чём можно было бы подумать, так это о создании мобильного приложения, но это уже явно не по силам одной ДШИ, тут нужен региональный уровень. К слову, уже есть и федеральный - портал «Культура.РФ», перечисленные в начале материала ялуторовские точки там представлены, но без приложения для телефона. Для него можно пробовать разработку «Госуслуги. Культура». В общем, что-то есть, но пока не в одном месте и не всё сразу. Надо привыкать и пробовать. В любом случае это удобно, осталось только наладить анонсирование, потому что объявления в соцсетях - это быстро и просто, но, увы, не для всех. У нас до сих пор часть людей, и не только пенсионеров, предпочитает привычные бумажные афиши. Не стоит о них забывать.
Произвели впечатление. Билеты на концерт купили шесть десятков человек. Зал, конечно, в несколько раз больше, но всё равно это отличный показатель для первого раза. Всё наладится, а посмотреть и послушать в школе искусств есть что. У них хорошая практика, когда ученики выступают вместе с преподавателями. Вот и в камерном оркестре из 21 музыканта четверо - взрослые. Это Татьяна Тренина, Вера Шамбурская, Светлана Снигирёва и концертмейстер Денис Хуланхов. Похожий на преподавателя контрабасист Антон Унжаков занимается на инструменте второй год. А самым младшим здесь по 13 лет. Это в основном скрипичная группа.
Посочувствовать преподавателям можно лишь в том, что на протяжении 20 лет существования состав оркестра постоянно меняется: дети вырастают и уходят из школы. Вопрос сыгранности, но Татьяна Тренина, похоже, успешно с этим справляется. Равно как и остальные коллективы школы.
В репертуаре. В ДШИ отличный комфортный зал с хорошим звукопоглощением и звукорежиссёрской техникой. Концерты носят свободный просветительский характер, вполне возможны общение со зрителями и демонстрация отдельных инструментов. Немного неудобен выход на сцену: там практически нет закулисного пространства. Но зрители этого не заметят под влиянием энергетики живого музыкального выступления, а оно огромное. В программе из 15 композиций - более трети впечатляющих аранжировок, многие из них, что называется, на слуху, и это не только и совсем не столько «академическая» классика. Вот некоторые из них. Кем только не перепетая Raindrops Keep Fallin’ on My Head авторства Берта Бакарака, звучащее в десятке фильмов танго Por una cabeza композитора Карлоса Гарделя или пронзительная тема Джона Уильямса из спилберговской кинодрамы «Список Шиндлера». Зрители прямо загляделись на эмоции скрипачки Надежды Кобелевой, у неё всё читалось на лице. Почти гитарными звуками контрапунктно солировала в Palladio для струнного оркестра Карла Дженкинса руководитель оркестра Татьяна Тренина, а завершили всё, кто бы что ни говорил, настоящим рок-н-роллом Боба Лонгфилда: кажется, это был популярный у струнных ансамблей Rock Bottom Boogie, только без барабанов.