Весной 2010 года тобольские речники открывают сороковую навигацию.
Это одна из славных дат в жизни генерального директора Виктора Зырина
Не совсем обычную пресс-конференцию провел генеральный директор ОАО «Тобольский речной порт» Виктор Владимирович Зырин.
Небольшой чистенький автобус с логотипом предприятия на борту, собрав журналистов, провез их сразу на территорию южного грузового района. Здесь, на причальной стенке, на виду работающих портальных кранов, прошла первая экскурсия.
Экскурс в историю
Вся история наше-го города напрямую связана с важным видом транспорта – водным. Тобольск, выросший на Иртыше, повенчан с ним на века. И во все времена река играла большую роль в его развитии.
В самый расцвет социализма, задолго до «махрового застоя», в 1966 году, было принято решение о строительстве перевалочного порта – этого потребовало освоение нефтегазового комплекса на севере Тюменской области. После четырехлетнего напряженного строительства весной 1970 года была пущена первая очередь порта – южный грузовой район, суда с грузами ушли на север.
Снегири на яблоньке
Виктор Зырин: «Самое главное – мы создали высокопрофессиональный, работоспособный коллектив»
Сегодня здесь так же беспрестанно работают краны, грейдеры и бульдозеры, «перепахивают» огромные горы щебня разных фракций. В порту, рассчитанном при строительстве на один миллион тонн грузов, в 2008 году перевалка составила 2 миллиона 500 тысяч тонн.
– Ежесуточно сейчас выгружаем в среднем по 60 вагонов, накоплено 250 тысяч тонн щебня, – рассказывает заместитель генерального директора Сергей Иванович Смердин. – Вот этот щебень и железобетонные плиты заготовлены для отправки в Уват, пойдут на берегоукрепление и строительство набережной.
В этот день на территории двух грузовых районов работали пять портальных кранов. Помню, когда была необходимость, портовики перерабатывали в сутки до 140 вагонов.
В круглосуточном режиме трудятся восемь бригад докеров-механизаторов, специалисты опытные, стажисты. Здесь не пошли по пути многих портов, где, в связи с кризисом, оставили в штате лишь крановщиков, а «зачистных» приглашают по мере надобности: затраты снижаются, ведь у предприятия нет обязательств перед сезонными работниками.
В Тобольском порту придерживаются другой кад-ровой политики: хорошие специалисты дорогого стоят, они и работают ответственней, бережнее относятся к технике. С дилетантами даже на простейших операциях проблем больше. Потому по-прежнему занимаются обучением кадров, их переподготовкой и специализацией. Уже в новом, 2010 году выучили в учкомбинате десять крановщиков, здесь же они проходят стажировку.
– Профессия оператора портового крана достаточно сложная, – рассказывает С.И. Смердин. – Надо не только знать, где какую кнопку нажать. У человека должно быть кроме крепкого здоровья, хорошего зрения, отсутствия боязни высоты еще и чувство расстояния, отменный глазомер, верное ощущение скорости. Разгружая вагон, сложно не коснуться его бортов, а человек необученный, да еще в ветреную погоду все вокруг разнесет.
Впрочем, как и в любой другой профессии, даже пос-ле обучения не все становятся крановщиками. Тем более хорошими. По словам Сергея Ивановича, процентов пятьдесят прошедших учкомбинат отсеиваются, столкнувшись с реалиями специальности.
Экскурс в историю
Северная причальная стенка порта строилась второй очередью и сдана была в 1972 году. Теперь уже не государство работало на порт, а Тобольский порт возвращал все затраты, понесенные на возведение такого дорогостоящего сооружения. Огромный углубленный ковш потребовал основательных земляных работ. Ширина обеих причальных стенок – и южной, и северной – по 400 метров. На каждой обустроено по четыре причала, установлены портовые краны, которые до сих пор под неустанным контролем исправно работают. Тогда через порт шли грузы, необходимые для добычи нефти и газа на севере области – трубы различного диаметра для прокладки газопроводов, железобетон, цемент – для строительства северных городов, продовольствие – для первооткрывателей новых месторождений. Каждая третья тонна всех материалов переваливалась в Тобольске, перед этим проделав длинный путь из Японии, Италии, Франции, Германии, пройдя еще перевалку в портах Черного моря, Балтики, Дальнего Востока. Уже отсюда груженые баржи тобольские речники вели на реки Казым, Обь, Надым.
Сейчас, когда акватория порта затянута полуметровым слоем льда, в него вморожено на зимний отстой 36 барж-трехтысячников, пятнадцать судов. Глубина под ними лишь два метра. В весенний же разлив иртышские волны поднимаются здесь до десяти метров. И всю эту многотонную массу удерживают высокие, добротно выполненные причальные стенки.
После морозного ветра на открытых площадках порта особенно уютным показался кабинет генерального директора. Тем более Виктор Владимирович шутками встретил журналистов, разрядив серьезность официоза. А потом продолжил:
– Я здесь с 10 августа 1971 года. Думал, отработаю три года по распределению и уеду. Теперь родней этой земли уголка нет. Мне хочется, чтобы и в городе был порядок, и в области.
Сорок лет, как приехал в Сибирь вятич Виктор Зырин, будет на будущий год. А вот юбилей, с одной стороны, скромный – всего десятилетие, с другой же – более значимый, станет вехой в его биографии уже нынче.
29 июля 2000 года коллектив речного порта избрал В.В. Зырина генеральным директором.
Почему более значимый? Да потому, что годы эти более трудными были не только для него одного. Всему коллективу под руководством нового директора пришлось осваивать новые условия, в которые попала вся страна, – рыночные.
– К 2000 году от двух тысяч работающих в 1974 году в коллективе осталось 455 человек, – вспоминает Виктор Владимирович. – Мы три года не платили налоги, задерживали и без того упавшую зарплату, были на грани банкротства. Из плановой социалистической системы сразу попали в капитализм.
Пожалуй, когда-нибудь историки не преминут отметить чутье и прозорливость руководителей российских предприятий, сумевших в переломные годы «миллениума» вытащить свои производства из долговой пропасти, поставить на рыночные рельсы. Виктор Владимирович Зырин – один из немногих таких по России.
– Мы вовремя поняли, что без рынка нельзя, – вспоминает директор. – Пришлось учиться, как работать в новых условиях, становились, развивались, наращивали силы.
Уже к 2008 году численность работающих возросла до 692 человек, предоставлено 237 рабочих мест. Заработная плата взлетела до невообразимой высоты, составляя в среднем 22430 рублей. Только налога на прибыль в тот год речпорт заплатил государству 30 миллионов 770 тысяч рублей, а чистая прибыль была почти 45 с половиной миллионов рублей. Грузо-оборот приблизился к трем миллионам тонн, объем же перевалки грузов исчислялся 6521, 8 тысячи тонн.
– При этом за все прошедшие десять лет мы ни на один день не задержали заработную плату, – отмечает директор. – Вся она – чистая, прозрачная, никакого «черного нала», с каждого рубля платятся налоги. Начали подумывать о лизинге – нужно обновлять механизмы, нужны новые суда. Приобрели девять портовых кранов, три судна, техники много. Но самое главное – мы вновь создали высокопрофессиональный, работоспособный коллектив.
И этот коллектив уже в новом, 21 веке вписал в историю предприятия славные страницы – Тобольский порт стал лучшим в России, обогнав по работоспособности, объемам перевалки грузов, качеству переработки более известные порты востока, юга, европейского севера страны.
– Существовала программа «Сотрудничество», объединявшая три субъекта Федерации – Ямал, Югру, Тюмень. Губернаторы сов-местно решали, где строить дороги, распределяли финансирование, утверждали трехгодичные бюджеты регионов. В таких условиях можно было работать. Думали, так и будет. – Тяжелый вздох генерального директора лишний раз подчерк-нул тягость дум о кризисе. И все же...
– На начало 2009 года не то что щебня – цифр никаких не было! Надо надеяться только на себя. Надо пересматривать подходы к делу. Умные люди посоветовали – смотри расходы, единственное, что зависит от тебя. А как можно сэкономить? Сократить численность, но при этом постараться сохранить коллектив.
Предприятие включило программу жесткой экономии материалов, энергоресурсов.
– В январе при встрече с губернатором я доложил, что все наши показатели сократились.
Если бы мы не сократили расходы, были бы в больших «минусах» – объё-мы перевозок упали, соответственно упали и доходы. Выручка – 48%, но и расходы – 48,3%. Даже чистую прибыль удалось получить, правда, в два раза меньше, чем в предыдущем году. Зарплату снизили, средняя – 16176 рублей. Оказалось, она все равно выше среднегородской. Считаю, правильно поступили, и губернатор нас одобрил.
Говоря о Владимире Якушеве, генеральный директор подчеркнул:
– Я доволен, что нашу отрасль, особенно водный транспорт, правительство Тюменской области уважает. В.В. Якушев только стал губернатором, сразу к нам приехал. А уж мы стараемся его не подвести, работаем не покладая рук. Мы все делаем для того, чтобы не оступиться, правильно понимаем реалии и находим верные решения.
А реалии таковы, что все время оттягиваются сроки проведения тендеров на грузоперевозки.
– Февраль кончается, а только один тендер прошел, – досадует Зырин. – Но в целом на 2010 год наш коллектив смотрит спокойно, более оптимистично, чем раньше.
Говоря о предстоящей навигации, Виктор Владимирович обмолвился: «Рано что-либо говорить, но бизнес-план готов. Тот, который нас никогда не подводит».
Безусловно, остаются надежды, что продолжится реализация начатых прежде проектов.
– Вы знаете, в последние годы Тюменская губерния стала много работать по благоустройству районов. Вагайский район большой – Ушаково, Шестовое, Черное, Заречное. Возим туда щебень на строительство новых дорог. Начались работы в Сетово, Уватском районе. В прошлом году мы заработали 600 миллионов рублей, из них 180 – поставкой щебня на юг области. Наши постоянные партнеры – строительные организации ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», ООО «Уралавтодор», ЗАО «Варьеганнефтеспецстрой», были «лукойловцы», «Газпромнефть-Хантос», ОАО «Tюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие», уватские, ярковские строители. Мы готовы хоть куда доставить груз, были бы заказы...
Журналисты задали директору вопросы.
– Какую социальную поддержку удалось сохранить?
– Я воспитан в советские годы. Считаю, нужно помогать, если можешь. Понятно, что за рубежом капиталист платит налоги, а государство этими налогами оказывает своим гражданам полноценную социальную поддержку. У нас пока такого нет. Вот и приходится самому заниматься социальными вопросами.
Виктор Владимирович рассказывает о людях, которым помогает предприятие. Я же здесь хочу привести публикацию, выставленную в Интернете на сайте прокуратуры Тюменской области. Думаю, она к месту.
«На протяжении длительного времени Президентом, Правительством страны, руководителями регионов уделяется особое значение вопросам социальной защиты населения в части выплаты заработной платы.
Контроль и понуждение нерадивых руководителей-работодателей к своевременному исполнению обязательств по выплате заработной платы возложены на органы прокуратуры.
Поднадзорные Тюменской транспортной прокуратуре предприятия железнодорожного, водного, воздушного транспорта в большей части своевременно, как этого требует трудовое законодательство, производят выплаты зарплаты два раза в месяц.
Все привыкли, что работники прокуратуры выявляют и освещают в средствах массовой информации только негативные факты. Чтобы избежать навета и развеять стереотипы о «карающей руке прокурора», приведем пример рачительного, бережного отношения руководителя к трудовому коллективу.
Таким предприятием является открытое акционерное общество «Тобольский речной порт», которое длительное время возглавляет опытный хозяйственник и умелый руководитель, почётный работник речного флота Виктор Владимирович Зырин.
Несмотря на то, что предприятие напряженно работает и зарабатывает в основном деньги в период навигации, речникам под руководством генерального директора В.В Зырина удаётся не только выплачивать людям достойную заработную плату, но оказывать ещё и социальные льготы.
В подразделениях ОАО «Тобольский речной порт» в 2009 году трудилось 500 человек. Средняя заработная плата работающих составила свыше 16 тысяч рублей в месяц.
Кроме заработной платы на предприятии работникам локальными нормативными актами предусмотрены социальные выплаты. И эти льготы оказываются на постоянной основе.
К выплачиваемым льготам относятся такие, как:
– ежемесячная частичная компенсация питания работников в размере 3 тысяч 300 рублей на человека;
– компенсация родительской платы за посещение дошкольных образовательных учреждений – 1000 рублей на каждого ребенка;
– материальная помощь на рождение детей в размере 7 тысяч рублей на каждого ребёнка;
– единовременное вознаграждение в связи с уходом на пенсию с учётом времени, отработанного на предприятии, от 3,5 должностного оклада до 10 окладов; на эти цели в 2009 году выплачено 377342 рубля;
– оказывается ежемесячная материальная помощь пенсионерам предприятия в виде денежного вознаграждения, а пенсионерам, проживающим в неблагоустроенном жилье, дополнительно выплачивается материальная помощь на приобретение 5 кубометров дров.
Как видим, работники предприятия не обделены вниманием, поддержкой детей и пенсионеров со стороны руководителя предприятия.
Не мудрено, что на предприятии практически нет нарушений трудовой дисцип-лины, как нет и текучести кадров.
Но вышеперечисленные выплачиваемые льготы – это ещё не всё.
На предприятии по приказам генерального директора, в зависимости от размера прибыли, производятся различные выплаты отдельным категориям работников или индивидуально.
В 2009 году выплачена материальная помощь по заявлениям работников на сумму 4431500 рублей. Прекрасной половине коллектива к Дню 8 Марта оказана помощь нa сумму 177400 рублей. К Дню речника также выплачена материальная помошь работникам на сумму 1271600 рублей. Ветераны предприятия к Дню пожилых людей получили помощь на сумму 798441 рубль.
Оказывается материальная помощь ветеранам Великой Отечественной войны, участникам боевых действий, к 1 сентября – малоимущим и многодетным семьям, юбилярам – работникам порта и другим категориям лиц. Такая помощь оказана на сумму 660457 рублей.
Вce вышеперечисленное свидетельствует о том, что ОАО «Тобольский речной порт» в лице генерального директора В. В. Зырина не на словах, а практическими делами, поступками вносит в жизнь коллектива не только надежды на достойную жизнь, но и реальными делами подтверждает, что благосостояние работников является главной составляющей благополучия, работоспособности и процветания коллектива.
В заключение хотелось бы констатировать факт, что такому руководителю, каким является В. В. Зырин, можно открыто смотреть в глаза подчиненным и не бояться «карающей руки прокурора» в части выплаты заработной платы.
Алексей Кирюхин, Тюменский транспортный прокурор».
Хочу также напомнить нашим читателям, что в таблице основных показателей работы порта в 2009 году практически все графы идут со снижением. Но одна строка выделяется со знаком плюс – расходы на социальные нужды. Они в прошлом году не только сохранены, но даже на два миллиона 610 тысяч превышают показатели предыдущего года. Руководители предприятия, понимая, что в год кризиса людям труднее, не экономили на социалке. Расходы на социальные нужды в прошлом году составили 37 миллионов 810 тысяч рублей.
Прозвучал на пресс-конференции и вопрос о состоянии на рыбозаводе, который находится в собственности акционерного общества.
– Рыбозавод сегодня прочно стоит на ногах. Выпускает широкий ассортимент продукции, приносит обществу прибыль. Помню, в 2005 году там зарабатывали 400 тысяч рублей, мы говорили – надо бы 700, тогда будет нормально. Сейчас у завода выручка 8-9 миллионов в месяц, он платит серьезные налоги. Рыба – это большое дело. И нам тоже хочется большего. Задача – поднять Заболотье. Я уже встречался с бригадирами рыбаков, не дело возить рыбу куда-то, когда под боком свой завод. Думаем нынче по весне зарыбить озера, денег выделим на несколько миллионов мальков, и осенью на прилавках будет пелядь наша, а не курганская. Главное, народ оживет в деревнях, перспектива появится.
Не обошлось на пресс-конференции и без актуального для коллектива речного порта вопроса.
– Как разделяют политику руководства порта новые акционеры? (Для тех, кто не в курсе: в прошедшем году акции ОАО «Тобольский речной порт», принадлежащие государству, были проданы. Приобрело их Обь-Иртышское речное пароходство).
Директор среагировал на вопрос живо и искренне.
– Вопрос ключевой, для нас он сегодня даже важнее, чем кризис. С кризисом мы сможем справиться, а вот какие это акционеры и что у них на уме – кто его знает? Мы хорошо работали, прибыльно. Одних налогов государству платили по 200 миллионов. Для чего акции выставили на продажу? И ФАС дала согласие... Меня, конечно, это тревожит, я переживаю за людей, ведь хозяйство большое. Работающих много и в порту, и на рыбозаводе. Ведь сегодня для людей главное, чтобы была работа и достойная зарплата. Всю жизнь я старался окружить себя людьми созидающими. Какие будут новые акционеры, пока не знаю...
Говорят, для того, чтобы жить долго и хорошо развиваться в российском бизнесе, надо уметь держать удар. Это не каждому дано. Судя по тому, как открыто, по-деловому вел пресс-конференцию Виктор Владимирович, удар держать он мастер. За каждым словом директора чувствовалась глубокая мысль, просматривались конкретные решения, направленные на развитие порта, благополучие людей, в нем работающих. Журналисты увидели спокойную рабочую атмосферу на предприятии. И, прохаживаясь перед портоуправлением, отмечали необычную чистоту. Вспоминали безграничное удивление голландцев, побывавших здесь в прошлом году, их восторженные восклицания: «О! Это не русский порт! Очень чисто!»
Впрочем, чистота-то как раз для тобольских портовиков дело обычное. Даже птицы это давно знают и стаями обитают на огромной территории порта.
И в этот день на развесистой старой яблоньке, не обращая внимания на людей, дружно хозяйничала стайка красногрудых снегирей. Им здесь, у хороших хозяев, комфортно.
Раиса ПОЛОВИНКО
Юрий ПОПОВ (фото)