Долгожительница из Балаган Пелагея Ивановна Югансон говорит, что сильно скрашивают её будни визиты родных и близких. У неё - две дочери и сноха. А ещё – семь внуков и семь правнуков! И в девяностый день рождения они окружили дорогую маму и бабушку вниманием и заботой.
Со слезами на глазах вспоминает юбилярша всё пережитое. Но труднее всего было провожать в последний путь мужа и сына, которые недавно ушли из жизни - в один год. С мужем Иваном Югановичем в браке прожили 66 лет. А теперь Пелагея Ивановна осталась в доме одна… Она ни к кому из родных не идёт. Несмотря на преклонный возраст хлопочет по дому.
Поздравить юбиляршу приехали гости из райцентра: глава Викуловского района, начальник отдела социальной защиты населения, начальник управления сельского хозяйства, председатель районного совета ветеранов, а также глава Балаганского сельского поселения. Они подарили подарки, вручили букет цветов и письмо от президента РФ Владимира Путина.
Всю жизнь эта женщина неустанно трудилась. Родилась в деревне Боровлянке. Отца Ивана Ивановича Крамарука забрали на фронт, когда ей было шесть лет. Окончила четыре класса начальной школы. Больше учиться не смогла: нужно было ехать либо в Балаганы, либо в Викулово. Но она решила остаться дома и помогать матери. У мамы Татьяны Михайловны был большой земельный надел – с гектар, на котором та сажала рожь, просо, ячмень, овёс, гречиху. Около тридцати соток занимала картошка. Две дочери во всём ей помогали: мама – в колхоз, они – в огород. Каждый день шли обрабатывать свои поля и пели.
С десяти лет Пелагея Ивановна уже трудилась на благо колхоза. Большую часть времени работала дояркой, два года была ударницей социалистического труда, получила звания «Ветеран труда» и «Труженик тыла». Труд животноводов в то время был в почёте. Передовиков производства награждали благодарностями, которые и сейчас хранятся у Пелагеи Ивановны. На пенсию она вышла в 1989 году. «Через мои руки прошли все колхозные работы», - говорит Пелагея Ивановна. И она не преувеличивает – так и было в тот период. Каких только заданий ей не давали, даже на лесозаготовки отправляли - на Север области! А это и мужчинам тяжело, не то что хрупкой девчонке.
- Сильно досталось мне в колхозе, - вспоминает Пелагея Ивановна. – С двенадцати лет я уже серпом жала, гребла, рвала лён, горох. Когда молотили, я вручную молола на жерновах. Потом меня прицепщицей определили. Работала и день, и ночь. Ночью, если бы я нечаянно уснула на этом железном плуге и упала с него, меня бы в землю так и запахали, я ведь ещё ребёнком была. Но к счастью, всё обошлось. Как стала постарше, мне дали пару лошадей, на них стала работать. А на другой год говорят мне: «Поедешь в Ханты-Мансийск на лесозаготовку». Я давай отнекиваться. Посадили меня на дровни, ружьё приставили, чтобы не убежала, и повезли к прокурору. А куда мне бежать? Кругом снег. «Она, - говорят, - отказывается ехать деревья валить». «Почему?» - спрашивает прокурор. А я объясняю, что мне нечего надеть и обуть, а на севере холодно. Но никто мне не посочувствовал, и всё равно приказали котомку собирать в дорогу. Пришлось послушаться. Привезли меня на север – там леса густые: пихты, сосны, кедры растут. И пила на них двухметровая. Так целый год я на лесозаготовках и провела…
Но встречавшиеся трудности только закаляли характер, делали сильнее. Отработав, Пелагея Ивановна вернулась в родной колхоз. С этого времени назначили её дояркой, вверили двадцать одну корову, доить которых надо было три раза в день. С любой работой она справлялась на отлично, и вскоре заслужила уважение руководства.
Позже Пелагея Ивановна и депутатом избиралась, и в Доме культуры выступала – песня с детства шагала по жизненному пути вместе с ней.
- Наработаемся в колхозе, придём домой, умоемся – и в клуб, - рассказывает она. – Народ тогда дружный был! Все вместе держались: и трудились, и отдыхали. А сейчас людям общения живого не хватает: сидят все по домам, каждый в своём телефоне.
Супруги Югансон и своё хозяйство держали, всё успевали. Свой брак Пелагея Ивановна считает счастливым. С ностальгией вспоминает, как в далёком 1956 году вернулись из армии в Боровлянку два молодых, красивых парня. «Один из них мой жених будет», - подумала тогда она. Так и случилось. Жили они с Иваном Югансоном по соседству. Он и стал впоследствии её супругом, с которым прожили всю жизнь и вырастили троих детей: Лидию, Владимира и Надежду.
- Сошлись мы с Иванушкой, а ничего у нас своего нету: ни ложки, ни миски, - делится долгожительница. – Оба были из бедных семей. Но мы работы не боялись и всё сами нажили. Сначала маленькую избёнку из бревён себе срубили в Боровлянке, а когда колхозы укрупнили, в Балаганы переехали. Так что здесь я с тридцати шести лет живу!
Жизнь Пелагеи Ивановны оказалась не лёгкой, но наполненной семейным счастьем, честным трудом и любовью к близким. А в чём её секрет долголетия? Именинница считает, что сохранить здоровье ей помогло «особое» питание в военные и первые послевоенные годы:
- Голод страшный был! Всю траву мы тогда съели, а от неё сытости не наступало – только ноги отнимались. Но, с другой стороны, это же и лекарство. Травы все лечебные! Вот они мне, наверно, долголетие и подарили.
Фото автора