Медиакарта
21:59 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Комиссия вне закона?

-Вы же кредит недавно оформляли, кажется… А комиссию с вас брали? - поинтересовалась не так давно одна знакомая.

Утвердительно киваю ей в ответ.

-Тогда деньги эти тебе должны вернуть, - со знанием дела заключила она.

И действительно – те, кто хоть раз в жизни оформляли займ, знают, что обязательным пунктом кредитного договора значилось условие о взимании энной суммы денег. Оформлено это примерно так: «За обслуживание ссудного счёта ЗАЁМЩИК уплачивает КРЕДИТОРУ единовременный платёж (ТАРИФ) в размере ХХ тыс. рублей не позднее даты выдачи кредита». Понятно, что размер платежа зависит от суммы, которая берётся в долг: чем она больше, тем больше вычитается из заёмных средств. И этот пункт не вызывал особых претензий у заёмщика: надо – так надо.

Первый прецедент возник в 2009 году: Роспотребнадзор по Пермскому краю оштрафовал местное отделение Сбербанка за взимание с заёмщика - физического лица платежа за открытие и ведение ссудного счёта, оценив подобные действия, как ущемление прав потребителя. Отделение попыталось оспорить решение, однако поддержки в суде не нашло. Высший Арбитражный Суд полностью согласился с доводами, что ссудный счёт не является банковским: он предусмотрен правилами бухучёта и нужен для отражения на балансе банка операций по предоставлению денег заёмщику и погашению кредита (кредитная организация, как и любая другая коммерческая организация, обязана вести учёт своего имущества и обязательств). То есть открытие балансового счёта для учёта ссудной задолженности является обязанностью кредитной организации. Соответственно платить за необходимость банка заёмщик не должен.

Фактически такое решение означает запрет на взимание банками комиссий за открытие и ведение ссудных счетов при выдаче кредитов потребителям. Но, оказывается, что и выданные ранее «комиссии» вернуть можно. За комментарием мы обратились к специалистам Центра по защите прав (г. Тюмень), руководит которым Сергей Юрьевич Бундаков. Здесь разъяснили, что человеку, намеревающемуся вернуть свои деньги, следует обратиться в банк с заявлением об освобождении его от дополнительных платежей. Однако, по словам юриста Центра Елены, консультировавшей нас по телефону, банки требования потребителей вернуть «комиссию» зачастую оставляют без удовлетворения. Но и напрямую в суд не отправишься - это юридическая тонкость, от соблюдения которой всё же не освобождён никто. Лучше обратиться к квалифицированным специалистам, прихватив с собой договор и остальные имеющие к данному кредиту документы.

–В досудебном порядке мы направим банку письменное, юридически грамотно оформленное обращение. В случае отказа удовлетворить требование составим исковое заявление в суд, - отметила специалист. Тем, кто решит вернуть деньги, пусть даже в судебном порядке, напомним, что общий срок исковой давности, согласно ст.196 Гражданского кодекса (ГК) РФ, составляет три года. И даже если этот срок истёк, то потребитель вправе ходатайствовать о восстановлении срока исковой давности, согласно ст. 205 вышеупомянутого документа.

Елена АТАЛЫКОВА

Использованы материалы сайтов www.czp72.ru, «Центр по защите прав. Служба юридической помощи», «Юридический форум «Гражданский адвокат»

В тему

Юридический ликбез

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»

Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя 1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объёме.