Впечатления от телеверсий истории стольного града
Слухами о Тобольске всё более полнится земля российская. Слухами, надобно отметить, добрыми, а потому и народ к нам идёт-едет теперь по своей воле (прежде-то всё по этапу более или подчинившись указу государеву).
Хорошей репутации немало способствовали регулярные появления образа древней столицы Сибири в различных телепередачах. Вот и совсем недавно град Тоболеск «прокатали» на самом наиглавнейшем канале России – Первом.
О том, как делали сюжеты для программы «Хочу всё знать с Михаилом Ширвиндтом», наша газета сообщала с места съёмок. Теперь немного о том, что получилось.
Первым в горячем предновогоднем эфире прошёл ТВ-рассказ о «Сибирском Деде Морозе».
«А тут услышал, что Дед Мороз живёт в Сибири», – вот так, отчего-то по-мужски начала свой вопрос некая «Любовь Немкова», и отзывчивый Михаил Ширвиндт тотчас снарядил в далёкий край летучую бригаду.
«Новогодний эльф» по версии «Хочу всё знать», а на деле артист МХТ им. Чехова Сергей Колесников свой репортаж из «Резиденции Сибирского Деда Мороза» в селе Абалак начал бодро. Ворвался в избу, отведал пирожок, поболтал с Дедом. На вольной воле (а мороз в те дни держался ниже тридцати) он и вовсе забыл о «мхатовских» паузах и текст выдавал просто взахлёб. Что ещё? Заскочил в гости к Бабе Яге, скатился с горки и помчался далее.
На мой вкус сюжет не получился ни праздничным, ни сказочным. Не приготовились как следует организаторы съёмок на месте, без особой фантазии сработали и заезжие телевизионщики.
В результате по-настоящему колоритный комплекс в Абалаке на экране выглядел умирающей деревней, по которой зачем-то бродил странный люд. А как можно было убрать-изукрасить резиденцию изнутри! Нет, развесили кое-где ёлочные шары, перевили столбы мишурой да на самовар нахлобучили нечто блескучее. Поражала воображение и Дедушкина внучка, явно наспех накинувшая поверх обыденной (чёрной!) одежды «снегурочий» халатик.
Но, несмотря на все эти (и другие) огрехи, ТВ-профессионалы (а ведь на Первом иных и нет) вполне могли (да просто обязаны были) сделать картинку поубедительней. Ну что ж – холодно было… Ага.
Сюжет, вышедший в эфир 21 января, выглядел более содержательно. Содрогающийся от ветра-продувня Колесников бойко рассказал историю «первоссыльного неодушевлённого» колокола из Углича.
«Тогда, чтобы наказать этих бунтовщиков, прислали целую армию, чтобы взять тех, которые убили тех, кто якобы убил Дмитрия…» Каково построение – оцените! Для беглого устного пересказа на морозе так даже очень ничего. Для познавательной программы главного (они сами так про себя говорят) телеканала страны, по-моему, не очень.
Впрочем, не станем придираться. Тем более, что, переместившись в музейные залы Дворца наместника, сюжет свой съёмочная группа закончила с подобающей интерьеру обстоятельностью.
И уж совсем с удовольствием да чувством-толком-расстановкой работала группа, «переместившись» из продрогшего Тобольска в утопающий в неге Султанат Оман. Впрочем, «отвечать на вопрос» о национальном оманском клинке-ханджаре делегировано было первое лицо программы – так было надо.
P.S. К поклонникам (-цам) таланта и личного обаяния Михаила Ширвиндта: не подумайте, что придирки к телесюжетам программы «Хочу всё знать» вызваны исключительно скверным характером автора текста. В былые времена мы были рады любой «засветке» родного города на центральных каналах. Теперь город наш изменился, стал востребованным на «медийном рынке», и мы начали обращать пристальное внимание на качество подачи материала.
Полагаю, что это правильно. Тобольск заслуживает уважения и достоин только самого лучшего. Вы согласны?
Дмитрий Карасиер