Медиакарта
20:26 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Тишину шагами меря

Тишину шагами  меря
15:34 | 09 февраля 2011

О картинах Николая Боцмана, выставке «Избранное» и стихах

Есть мероприятия, на которые стоит приходить заблаговременно – за часок до официального открытия. Особенно, если посетить предстоит выставку картин. Тем паче, когда выставляется такой художник, как Николай Боцман. И место-то для экспозиции выбрано не самое тихое – павильон «Вольница», прямо посередь торжища «Ермак», а всё едино – пришел, увидел, и… смолкло всё. И нет более вокруг диванов полосатых, принадлежностей рыбацких и прочего «товара в ассортименте». Есть только ты и картины… А ещё стихи:

«Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проёме Незадернутых гардин».

Нет, никто не читал вслух из Пастернака. Никто не наигрывал мелодию Таривердиева… Но отчего-то я отчётливо слышал:

«И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной».

Сорок две работы Николая Боцмана разместились на стенах павильона. Сорок два окна в мир. Сорок две истории о Тобольске. Рисунок, гуашь, масло. Пейзаж, натюрморт, портрет… Всё очень просто.

Скрипучий, живой снежок старого города. Лоснящиеся самодовольством купола обновлённой Софии. Улочки и дворики. Предсмертная удаль осенних пейзажей и непреходящее спокойствие интерьера «подгорных» домов.

«Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого».

Впрочем, это мирное «никого» быстро закончилось. На выставке появились первые посетители. Это были, конечно же, учащиеся детской художественной школы имени В.Г. Перова, ведь Николай Павлович много лет занимается преподавательской деятельностью.

Юные художники рассматривали работы, общались с Мастером. Выставочный зал заполнялся, и я в поисках одиночества покинул на время чертоги «Вольницы». Но поразмыслить о смысле жизни, о тишине и уединении не удалось. Подошли коллеги художника.

Как водится в творческих кругах, «сошлися и заспорили». Мэтр и эстет Пётр Симонов говорил о том, что для художественной выставки стоило бы приискать отдельное помещение, а не вывешивать картины среди «товаров и услуг». Кто-то согласился. Иные вспомнили лозунг «искусство в массы» и просветительскую роль репродукций из журнала «Огонёк»… Впрочем, долго сотрясать воздух словесами не стали. Прошли к картинам.

«И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной».

Герой выставочного вечера пояснил, что специальной концепции у выставки нет:

– Аркадий Григорьевич (председатель фонда «Возрождение Тобольска» Елфимов. – Авт.) устраивает мою выставку в Сургуте, и мы решили предварительно показаться здесь. Работы отбирали спонтанно, хотелось показать разные жанры и различную технику – всего понемногу.

Художника Ильшата Хусаинова я спросил о том, чем отличаются работы Боцмана, чем выделяется он в ряду бесконечно талантливых живописцев Тобольска

– Особая «выделка» картин. Николай из тех людей, которые готовы бесконечно доводить свои работы до совершенства. Смотришь на холст и видишь, что это делал человек, который не только умеет, но и любит писать.

Меж тем количество выставочного люда всё увеличивалось. И, между прочим, творения Боцмана привлекали внимание не только приглашённых людей (они-то, собственно, хорошо знали, на что пришли), но и случайных прохожих – посетителей торговых рядов. Так что, по-моему, спор об уместности-неуместности «картин среди рынка» разрешился сам собой. Ведь даже если один человек найдёт минутку для того, чтобы остановиться у пейзажа. Остановиться, задуматься, помолчать. Хотя бы на одну только минутку… Хотя бы один человек.

Дмитрий Карасиер Юрий Попов (фото)