Почти у каждой фронтовой либо просто армейской песни есть своя история. Вот, скажем, широко известная «Танкистская», опознаваемая обычно по первым строкам.
Сегодня про «...нас извлекут из-под обломков» с удовольствием поют и в тихих двориках, и во время шумных застолий, и у туристских костров. Причём поют именно про танкистов. Между тем во время Великой Отечественной, кажется, не было рода войск, не приспособившего бы этот текст «под себя».
На флоте пели: «Кингстоны полностью открыты. Мы дали залп в последний раз...» Есть и ещё одна флотская версия: «Прощай, Одесса – мать родная, прощай, корабль мой боевой…» У лётчиков исполняли со словами: «Взовьются в небо «ястребочки», в последний путь проводят нас». «Брянский» вариант песни заканчивается словами: «Высокой почести достоин
ты, славный красный партизан».
Вот так. А сегодня всё больше про танкистов.
Песня из-под земли
Известно, что и «Танкистская», и все остальные варианты фронтовой песни ведут своё мелодическое происхождение от старинных шахтёрских куплетов (об этом сказано и в повести Курочкина).
Текст «Песни о коногоне», опубликованный в сборнике «Песни русских рабочих (XVIII - начало XX века)», начинается так:
«Вот мчится лошадь по продольной,
По тёмной, узкой и сырой,
А коногона молодого
Предупреждает тормозной».
Стоит, наверное, пояснить, что «коногон» – одна из шахтёрских специальностей, существовавшая в ту пору, когда вагонетки с породой (углём) откатывали конной тягой.
Как всякая народная песня, «Коногон» исполнялся во множестве вариантов. И в легендарном кинофильме «Большая жизнь» (1939 год) отрицательный герой Макар Лаготин (арт. Лаврентий Масоха) начинал «Коногона» на свой манер:
«Гудки тревожно загудели,
Народ бежит густой толпой,
А молодого коногона
Несут с разбитой головой».
Не правда ли – уже похоже на «танкистскую» версию?
«Большая жизнь» вышла на экраны в начале 40-х годов, картина стала лидером проката, и песни из неё запела вся страна. А когда началась война, песни «ушли» на фронт. И если профессионально написанную «Спят курганы тёмные» (Н. Богословский и Б. Ласкин) особо не переделывали, то народный «Коногон» стал превращаться и в «лётную», и в «танкистскую», и в «морскую», и далее, далее, далее.
Возможно, что такой популярности помогли повесть и фильм об экипаже самоходно-артиллерийской установки СУ-85.
В 1965 году писатель Виктор Курочкин опубликовал повесть «На войне как на вой-не», герои которой Щербак, Домешек и Бянкин поют в коротком затишье меж боями:
«Моторы
пламенем пылают,
А башню лижут языки,
Судьбы я вызов
принимаю
С её пожатием руки…»
Только лейтенант Саня Малешкин не подпевал: «У него был очень высокий голос и совершенно не было слуха».
«Малешкин» – это и есть автор. В 1943 году 20 июня лейтенант Курочкин назначается командиром самоходной артиллерийской установки «СУ-85» (калибр орудия 85 мм) в 1893-й самоходный артполк 3-й танковой армии 1-го Украинского фронта. Лейтенанту – 18 с половиной лет.
Через четыре месяца он получает орден Красной Звезды, затем орден Отечественной войны II степени. С 5 августа 1944 года Курочкин воюет в составе 1-го Гвардейского артиллерийского полка 4-й танковой армии 1-го Украинского фронта. Орден Отечественной войны I степени догоняет его уже в госпитале, так как 31 января 1945 года при форсировании Одера гвардии лейтенант получает ранение: «тяжелое, осколочное, сквозное, верхней трети правого бедра». Позже награждается медалями «За победу над Германией», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина».
А затем мирная жизнь, потом неожиданно для близких – писательская стезя и повесть «На войне как на войне».
В 1968 году «лейтенантскую прозу» экранизирует режиссёр Виктор Трегубович, снимая один из лучших, на мой взгляд, фильмов о Великой Отечественной. И в картине её герои в исполнении Олега Борисова, Виктора Павлова и Фёдора Одинокова поют:
«Нас извлекут
из-под обломков,
Поднимут
на руки каркас.
И залпы
башенных орудий
В последний путь
проводят нас».
А Михаил Кононов, сыгравший Малешкина, подпевать не решается. Мы же помним: «У него был очень высокий голос и совершенно не было слуха».
Что же касается «последнего пути»… В повести Саня Малешкин погибает. В кинофильме режиссёр (он же – соавтор сценария) изменяет финал, оставляя главного героя жить. А в жизни…
Из воспоминаний товарища писателя Виктора Конецкого: «Виктора Александ-ровича Курочкина дико избили в милиции. Пьяненького. Инсульт. Это был 1968 год».
Следствием инсульта стал паралич правой руки. У писателя-фронтовика отнялся речевой аппарат, и вдобавок он не умел более читать. Так прожил 8 лет и умер в 1976-ом – в 53 года. На войне как на войне.
О фронтовых и шахтёрских вариантах известной песни можно было бы рассуждать ещё долго. Как, впрочем, и о судьбах людей, так или иначе с ними связанных, но… Не зря говорят: век живи и столько же учись, а помрёшь все равно дураком. Только-только собрал я десяток вариантов «Коногона» и вознамерился к покуплетному их сравнению, как…
Как совершенно случайно «встретился» с текстом старинной казачьей песни, датированной XIX веком:
«В степи широкой под Иканом
Нас окружал кокандец злой,
И трое суток с басурманом
У нас кипел кровавый бой».
Просто «один в один» ложится в ритм «Коногона». Ещё бы послушать. Есть – послушал и даже (слава Интернету) в нескольких вариантах. К моему сожалению, и профессионалы, и народные казачьи коллективы исполняют эту песню на другую мелодию.
Но всё-таки очень похоже и отчего-то очень хочется верить в то, что родоначальницей «По полю танки грохотали» была именно эта – исконно воинская песня:
«Держались мы три дня,
три ночи,
Три ночи долгие, как год,
В крови и не смыкая очи,
Затем мы ринулись вперёд».
А коль скоро мы с вами уж затянули эту славную песню, то стоит, пожалуй, хоть и коротко, но всё же рассказать и про то славное дело, бывшее в Кокандском ханстве под Иканом 4-6 декабря 1864 года. Дело, в котором показали себя истинными героями уральские казаки.
В том году русские войска взяли под контроль город Туркестан. В начале декабря комендант Жемчужников послал для уничтожения отряда кокандцев сотню Серова: «2 обер-офицера, 5 урядников, 98 казаков. К сотне придано 4 артиллериста, фельдшер, фурштат и три киргиза верблюдовожатых. При отряде был горный единорог, казаки имели двойной комплект патронов (120), на единорог отпущено 42 заряда».
Достигнув селения Икан, сотня наткнулась отнюдь не на малочисленную «шайку», а на главные силы кокандской армии. А силы той было около десяти тысяч человек.
Уральцы были взяты в кольцо и в течение двух суток (4 и 5 декабря) без пищи и воды держали оборону «по кругу», прикрываясь телами убитых верблюдов и лошадей. Из укрепления им на выручку вышла стрелковая рота под командованием поручика Сукорко, но пробиться не смогла. И тогда сотня (а сколько там осталось от той сотни?) пошла на прорыв.
На рассвете 6 декабря они встали в каре и двинулись сквозь кокандское войско. И прошли! На 15-ой версте непрерывного боя казаки соединились с отрядом из Туркестана и вернулись в крепость. Вернулись в таком составе: из двух офицеров – один убит, другой – ранен в верхнюю часть груди и контужен в голову, из 5 урядников – 4 убито, 1 ранен, из 98 казаков – 50 убито, 36 ранено.
Вот про этот бой и сложена песня, на основе которой затем возник ещё и укороченный «строе-вой» вариант. И вполне возможно, что именно её затем переложили на свою судьбу шахтёры, а затем и советские лётчики, и танкисты, и краснофлотцы, и десантники, и партизаны – все, кто в разные времена защищал своё Отечество.
Вспомним их всех в день 23 февраля… И споём:
«И мар насыпали над ними,
Пусть веки вечные стоит,
И громко с ветрами степными
О нашей славе говорит.
Пусть говорит, как под Иканом
Нас окружил кокандец злой,
И как мы бились с басурманом
За славу родины святой!»
Дмитрий Карасиер