Медиакарта
14:27 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Уравнение со многими неизвестными

Что мешает нынешним школьникам получать хорошие оценки? Об этом шёл разговор на недавнем заседании Совета по образованию под председательством заместителя главы по социальным вопросам И.Г. Паутовой.

В работе Совета приняли участие директора школ, главы сельских поселений и специалисты сферы образования. Помимо основного доклада по реализации нацпроекта «Образование», начальник отдела Е.В. Екимова проанализировала итоги контрольных работ старшеклассников (9 и 11 классы) по русскому языку и математике. После чего, один из членов комиссии задал вполне разумные и волнующие всех вопросы: «Почему такие низкие результаты? Дети непонятливые? Учителя не могут научить или стали хуже работать?». И.Г. Паутова предложила обсудить заданные вопросы без нежелательных эмоций и обвинений, а на основе логических рассуждений. Ведь ситуация, судя по контрольным работам, действительно оставляет желать лучшего.

Мнения участников заседания разделились. Одни утверждали, что у сегодняшних школьников снизился интерес к учебе из-за наличия в домах компьютеров. Директор одной из школ обозначила эту проблему репликой ученика, который на предложение прийти на дополнительные занятия заявил: «Мне некогда - меня в «контакте» ждут!». С одной стороны, наличие Интернета дает возможность без труда найти нужную, дополнительную информацию по тому или иному предмету, чтобы расширить свой кругозор, но зачастую - просто «скачать», абсолютно не вникая в содержание. Остаётся время для игр, чатов, общения – этим увлечены многие. Некоторые уверяли, что современная программа опять-таки перенасыщена и рассчитана на здорового, развитого и способного ученика. А ведь ни для кого не секрет, что на сегодняшний день мы имеем целую армию неблагополучных детей.

Кстати, выявлен некий парадокс – уровень знаний у сегодняшних старшеклассников, в отличие от прежних выпускников, ниже, а интеллектуальный багаж у сегодняшней молодёжи - больше. Как такое может быть? Оказывается, всё просто. На развитие нынешнего поколения мощное влияние оказывают компьютеризация и интернетизация. Отсутствие интереса к учебе в школе, снижение уровня знаний в дальнейшем «компенсируют» платное образование. Не следует сбрасывать со счетов и другие обстоятельства: например, позицию некоторых родителей, которые говорят и думают примерно так: «Вот вам мой сын – учите, воспитывайте, наше дело только кормить, одевать, обувать…». Но как только что-то не задалось, готовы обвинять всех, начиная с учителей до обновления учебных программ: «Это не что иное, как дополнительная и чрезмерная нагрузка на юные головы! Кроме того, появилось много «лишних» предметов, обременяющих детей ненужной информацией». А такой факт, что ребенок не взял и не прочел ни одной книжки, не настораживает. Отсюда – орфографические ошибки в написании, затруднения, связанные с построением предложений, бедный словарный запас… Дети другие, школа другая, время другое… Можно выдвигать множество версий, строить догадки, искать варианты и при этом говорить, говорить, говорить… Позитивные перемены, облегчающие учебный процесс, как-то незаслуженно отодвинули в дальний закуток, а ведь их немало. Доступность необходимой литературы, наглядных пособий, канцелярских принадлежностей, повышение уровня преподавания и качества жизни современных школьников – всё должно работать только на «плюс»!

Поговорили о том, что десятый класс – это некая «перевалочная база», где школьники расслабляются: экзамены за девятый класс сданы, а до ЕГЭ в одиннадцатом – ещё есть время. Именно в этот промежуток учебного процесса падает успеваемость даже самых истинных «хорошистов».

  • «Двоечники» всегда были, есть и будут, - подытожил глава одного из поселений, - но когда категория «троечников» увеличивается за счёт «двоечников» и «четверочников» - это двоякий показатель. Участники Совета пришли к единому мнению: чтобы исправить положение, нужна активная поддержка со стороны родителей. Независимо от результатов учебы, ребенок всегда должен чувствовать их безоговорочную любовь и поддержку. Никаких колких замечаний, тем более оскорблений, быть не должно. Укреплять, а не разрушать чувство собственного достоинства, поддерживать в случае неудач и поощрять успехи – главные факторы школьной успеваемости. И чего греха таить – многие родители не умеют оценивать труд учителя. А результаты обучения подчас плохи вовсе не по вине преподавателя.

По решению Совета отделу образования поручено контролировать подготовку выпускников образовательных учреждений района к итоговой аттестации. В срок до первого марта рекомендовано заслушать на аппаратном совещании руководителей образовательных учреждений, имеющих отрицательную тенденцию по результатам муниципальных контрольных работ, о конкретных мерах по исправлению данной ситуации. В течение года необходимо обеспечить организационное и методическое сопровождение перевода в электронный вид государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Руководителям образовательных учреждений поручено разработать план мероприятий со всеми субъектами учебного процесса по ликвидации недостатков при подготовке обучающихся к контрольным работам и итоговой аттестации девятых и одиннадцатых классов. Также был утверждён план работы Совета на текущий год.

Александра КРИСТОВИЦКАЯ