C бывшим инспектором народных школ Ялуторовского района Ниной Александровной Цыгвинцевой мы встретились накануне её юбилея. Проживает она в уютной квартирке, где основное место занимают цветы и книги. Любовь к ним была привита ещё в детстве. Тёмными зимними вечерами вся семья собиралась за круглым столом под семилинейной лампой со своим рукоделием, а Нине, которой было-то всего шесть лет, поручалось читать вслух. Первыми её книгами стали «Сказка о царе Салтане», «Чук и Гек», «Белый пудель». Эти произведения как семейные реликвии хранит она у себя в библиотеке.
Учёба в школе давалась Нине легко, девочка отлично успевала по всем предметам, с большим удовольствием занималась общественной работой. После школы попыталась поступить в педагогический институт, но не прошла по конкурсу. Вернулась в родной Ишим, устроилась на хлебозавод, где отработала почти три с половиной года. Однажды по комсомольскому призыву её направили на курсы учителей математики в Тюмень. После их окончания Нина Александровна едет на работу в Беркутскую среднюю школу, потом её переводят в Ялуторовскую районную вечернюю школу, где обучались взрослые люди, желающие продолжить образование. Работала она и научным сотрудником в Ялуторовском музее под руководством Н. В. Зубарева. Однажды на мероприятие в музей была приглашена заведующая районо А. И. Фоминых. После встречи с Н. А. Цыгвинцевой она пригласила молодого сотрудника на работу в отдел. Сама договорилась с директором музея, и Нина Александровна на следующий день начала трудовую деятельность в районо. Первыми её наставниками являлись ветераны-фронтовики Ю. Д. Остяков, И. М. Голубков. Оба были прекрасными организаторами и застрельщиками всех интересных дел. От них Нина Александровна переняла чуткое отношение к людям, в каждом педагоге старалась видеть только хорошее, а замечания научилась делать так, чтобы после него человеку хотелось работать ещё лучше. Конечно, не сразу учителя района признали в ней инспектора, опыт и знания пришли со временем, а с ними и авторитет. К тому же инспектор Цыгвинцева обладала чертами характера, которые помогали ей находить подход к любому человеку, вызывать его на откровенный разговор, вместе искать выход из создавшегося положения. Она умела дорожить каждым сотрудником и прилагала много сил для сохранения педагогических кадров в сельских школах. И всегда помнила слова А. И. Фоминых: «Мы с вами приехали в школу, проверили - и уехали, а директору здесь жить и работать. Надо сделать так, чтобы он чувствовал себя защищённым и мог повести людей за собой».
С каждым годом в районе расширялось образовательное пространство, открывались новые школы, повышался их статус. Многие учреждения занимали ведущие позиции даже в области, проводились различные семинары и совещания для учителей других территорий. Однажды в середине восьмидесятых годов район посетила делегация из Москвы, которая побывала практически во всех школах. Самое неизгладимое впечатление осталось у москвичей от посещения Большетихвинской начальной школы. Там трудилась Нина Ивановна Чугаева, талантливый педагог, которая почти всё время проводила в школе вместе со своими питомцами. Да по-другому и быть не могло: уроки вела во всех классах почти одновременно, а помогал ей совмещать образовательный процесс лингафонный кабинет, сконструированный супругом. На магнитофон заранее записывалось задание для учащихся и они самостоятельно его выполняли.
В тот год было большое половодье. Чтобы добраться до деревни, гости сменили не один вид транспорта, а от пристани до школы плыли на лодке. «Труден был путь до сельской школы, но он этого стоил, здесь мы встретились с талантливым учителем, познакомились с его методом. И эти воспоминания останутся в нашей памяти на всю жизнь. А вам, работники отдела образования, - низкий поклон за благородный труд. Нигде я не встречал такого сотрудничества между руководством района и педагогическими коллективами», - отметил руководитель делегации Горецкий.
Сегодня, с высоты прожитых лет, обладая огромным опытом и знаниями, Нина Александровна поделилась с нами своими наблюдениями: «В образовании постоянно проводили и проводят различные реформы, внедряются новые методики, но неизменным должно оставаться одно: участие учителя во всех этих преобразованиях. Если принизить значение педагога, лишить его возможности достойно зарабатывать, то все эти начинания канут в Лету».
В своей жизни она приобрела много настоящих друзей, с которыми и сегодня поддерживает хорошие отношения. Частый гость у замечательной бабушки - внук, ему достаётся вся любовь Нины Александровны.
Николай РАДЬЕ
Фото автора