За последние семь лет в Тюменской области дан старт третьей по счёту реорганизации бюджетных учреждений, которая на этот раз коснётся и общеобразовательных школ.
Отношение к ней тоболяков весьма настороженное. Новые наименования будущих учреждений (автономные, казённые, бюджетные) ни о чём не говорят рядовым гражданам. Их сегодня интересует прежде всего суть финансовых взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса в каждой из названных структур. Они надеются на то, что в городских СМИ появится наконец достоверная информация на эту тему, чего не было при проведении первых двух реорганизаций.
Самая первая повальная реорганизация учреждений культуры, здравоохранения, спорта и других ведомств в автономные некоммерческие организации (АНО) была проведена в 2004 г. «в целях внедрения рыночных отношений в бюджетную сферу». Вскоре выяснилось: учреждения АНО, получая деньги из бюджета «одной строкой», оказались неподконтрольны ни власти, ни обществу. О каких рыночных отношениях могла идти речь при бесконтрольных финансах?
Только через два года Госдума РФ поправила тюменцев, приняв Федеральный закон «Об автономных учреждениях» (2006) и инициировав тем самым реорганизацию учреждений АНО в учреждения МАУ (муниципальные автономные учреждения).
Новый закон потребовал от каждого учреждения МАУ ежегодного публичного отчёта в СМИ по своей деятельности и об использовании закреплённого за ним имущества (ст.2 п.10). Закон гарантировал открытость и доступность главных правовых и финансовых документов учреждения (ст. 2 п. 13), зная которые, люди могли бы вносить свои предложения по вопросу себестоимости бюджетных услуг и по многим другим вопросам.
Однако надзор снизу не получился: население не владело нужной информацией и потому не сумело организовать публичную дискуссию и предложить нужные решения.
Премьер России Владимир Путин заявил на прямой линии: он – за предоставление бюджетных средств учреждениям «одной строкой». А это означает только одно: надзор за использованием бюджетных денег перекладывается на плечи администраций и самих работников учреждений, на плечи потребителей бюджетных услуг, на плечи налогоплательщиков. Система контроля снизу должна заменить систему контроля сверху.
Иных вариантов тут быть не может. Есть единственный вариант, утверждённый статьёй 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях». Поэтому все уставы автономных учреждений, переписанные под новый закон в 2007-2008 годах в Тобольске, должны исполняться в полном объёме. Под неусыпным контролем общества. Не будет его, и спросить за нерациональность использования бюджетных средств не с кого.
Валентина Крачевская,
Нина Сайдашева
Комментарий председателя комитета по образованию Яны Зубовой
При осуществлении своей деятельности автономные учреждения руководствуются Федеральными законами «Об автономных учреждениях», «О некоммерческих организациях», Гражданским кодексом РФ, законом РФ «Об образовании». К органам управления автономного образовательного учреждения относятся наблюдательный совет, директор, управляющий совет, педагогический совет, общее собрание.
Наблюдательный совет состоит из представителей учредителя, представителей собственника, представителей общественности, представителей работников образовательного учреждения.
Директор и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета. Директор участвует в заседаниях с правом совещательного голоса.
Наблюдательный совет рассматривает предложения директора о совершении крупных сделок (на сумму, превышающую 10% балансовой стоимости имущества учреждения) и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Данные сделки могут быть совершены только в случае одобрения их наблюдательным советом.
Образовательное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного света вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета.
Члены наблюдательного совета могут пользоваться услугами образовательного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.
Управляющий совет состоит из равного количества представителей родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования, обучающихся третьего ступени общего образования, работников школы. Также в состав управляющего совета входят директор учреждения и представитель учредителя.
Этот совет определяет основные направления развития образовательного учреждения; повышает эффективность финансово-экономической деятельности; стимулирует труд работников учреждения; содействует созданию в образовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса; контролирует соблюдение надлежащих условий обучения, воспитания и труда.
Педагогический совет объединяет педработников образовательного учреждения. Он рассматривает содержание и организационные формы платных дополнительных образовательных услуг, принимает решение о переводе учащихся в следующий класс или об их исключении, рекомендует работников к награждению и утверждает характеристики на аттестуемых работников, избирает комиссию по разрешению споров между участниками образовательного процесса, обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования, форм и методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации и другие.
Общее собрание включает всех работников образовательного учреждения. Принимает правила внутреннего трудового распорядка школы по представлению директора, заслушивает ежегодный отчёт председателя первичной профсоюзной организации и администрации школы о выполнении коллективного договора и другие.
С первого января 2011 года в соответствии со ст. 32 закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение размещает в Интернете информацию о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; о материально-техническом обеспечении и об оснащённости образовательного процесса; сведения о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года; копии утверждённого плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы и т.д.
Ежегодно до первого июня текущего года образовательное учреждение опубликовывает отчёты о своей деятельности и об использовании закреплённого за ним имущества в СМИ.
Таким образом, при изменении типа учреждения на автономное право на получение общедоступного и бесплатного образования всех ступеней не нарушается. При этом усиливается контроль со стороны общественности путём участия в наблюдательном и управляющем советах. Обеспечивается открытость и доступность основных финансовых документов образовательного учреждения, в том числе сведения о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.