Медиакарта
10:24 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Последняя точка в истории Тобольского тракта

Последняя точка в истории Тобольского тракта
15:10 | 01 апреля 2011
Источник: Красное знамя

Изменить направление старинного сибирского тракта решили гласные (депутаты) Тюменской городской Думы на 58 очередном собрании, состоявшемся в сентябре 1910 года.

Вопрос этот назревал давно, но думцы с неохотой брались за вопросы, которые выходили за пределы городской черты и больше бы могли заинтересовать уездную власть. Нужно отметить, в те годы существовали в России Государственная Дума в Санкт-Петербурге, а в городах - городские Думы, которые решали и уездные (районные) дела.

В повестке работы Думы значился вопрос N 7: "Возбуждение ходатайства о переводе почтового Тобольского тракта с Мальково на Вилижано". Вопрос, на первый взгляд, не требовал серьёзной подготовки. Проголосовали думцы и приняли бы решение сменить направление тракта с Тюмень - Мальково - Криводаново на новое, Тюмень - Вилижано - Борково. И, как говорится, пошли и поехали по новому пути. Но в жизни оказалось куда сложнее перенести Сибирский тракт на левую сторону реки Туры. Споры по этому вопросу не утихали и копья ломались изрядно, но воз проблем оставался на месте до поры, пока за этот вопрос не взялся исполняющий обязанности городского головы в 1910 году В.А.Копылов. Мне могут возразить: не может быть, Андрей Текутьев до 1911 года возглавлял городскую Думу! Но Андрей Иванович Текутьев написал заявление на имя губернатора 1 января 1910 года с просьбой уволить его от должности, а 9 января 1910 года тобольский губернатор Дмитрий Гагман подписал приказ об его увольнении. Об этом я бы хотел поговорить подробно, но только в другой статье.

Василий Андреевич Копылов происходил из крестьян Покровской волости, Тюменского уезда, в 1905 году записался в купцы 2 гильдии. Два созыва был гласным (депутатом) Тюменской городской Думы, а с 1907 года был выбран на третий срок гласным и заместителем главы города Андрея Текутьева.

Исполняющий обязанности главы города В.Копылов проявил на этом посту небывалую прыть. Вначале вопрос переноса Сибирского тракта на левый берег Туры он попытался донести до делегатов съезда волостных доверенных и землевладельцев, который проходил в Тюмени с 5 по 9 июля 1910 года. Но делегаты съезда попросту проигнорировали его и незначительным большинством проголосовали за прежнее расположение Сибирского тракта: Тюмень - Мальково - Криводаново. А Василий Андреевич в пылу полемики с делегатами съезда так разошёлся, что в знак несогласия швырнул свой увесистый доклад в зал заседания и покинул съезд.

Нужно сказать, что доводы Копылова были настолько убедительны и аргументированны, что, казалось, всем всё будет понятно. Но, видимо, за прежний участок дороги, на содержание которого ежегодно выделялись казённые деньги, но мало кто по нему ездил, кто-то крепко держался. Ныне это бы называлось лоббировать вопрос. Видимо, лоббисты были и тогда, в 1910 году.

Василий Андреевич доказывал, что последние 3 года Сибирским трактом по левой стороне пользуется правительственная почта и земская гоньба (перевозка пассажиров). Этот тракт от Тюмени через Вилижано, Борково и на Ярково имел твёрдый грунт, почти отсутствовали болотистые, увлажнённые участки. Эта дорога была в почёте и у предпринимателей, перевозивших коммерческие товары. Тем более в Тюмени существовал наплавной мост, который позволял круглосуточно переправляться через Туру. А по правому берегу тракта переправа находилась около деревни Криводаново и работала только в дневное время.

Дорога из Тюмени на Мальково - Криводаново проходила по болотистым местам и по берегу реки Туры. В весеннее половодье берег постоянно осыпался, а в низких местах приходилось постоянно делать гати, или искусственные сооружения в виде насыпных дамб. Этот путь был неудобен и для крестьян близлежащих деревень, которых постоянно сгоняли на отсыпку дорожного полотна во время посевной или во время уборки урожая. Главным доводом городского головы Копылова стало то обстоятельство, что расходовались казённые деньги на содержание ненужного, неудобного участка, а ездить приходится совсем по другому пути.

Когда Василий Андреевич вынес в повестку дня работы городской Думы вопрос перевода Сибирского тракта из Тюмени на Борково - Ярково, то все депутаты проголосовали за это направление. Швырять ещё раз свой доклад Копылову в зал заседания Думы не пришлось. Дума согласилась с городским головой Копыловым о возбуждении ходатайства перед тобольским губернатором Дмитрием Гигманом о переводе сибирского почтового тракта по левому берегу Туры на Велижано - Борково - Ярково. С этим решением Тюменской городской Думы согласился и тобольский губернатор. Так был окончательно решён вопрос по Тобольскому тракту, которым пользовались с начала 17 века. Хотя нужно отметить, что за 300 лет этот участок тракта проходил то по левому, то по правому берегу.

На дорожных строительных работах Тобольского тракта с 1910 по 1917 год в Тюменском уезде трудился и мой предок, Парамон Ильич Бурдин из деревни Вилижаны. Работал по найму десятником-распорядителем. Он приходился родным отцом моей бабушке Татьяне Парамоновне Шешуковой. Парамон Бурдин был старшим над группой рабочих, занятых на отсыпке грунта дорожного полотна от деревни Мысовская до д.Дубровной, которая ныне входит в Ярковский район.

Будем помнить, что этот путь Сибирского тракта узаконил исполняющий обязанности главы города Тюмени Василий Копылов в 1910 году. Спасибо ему за этот смелый и благородный поступок от нас, потомков. Пусть он и поступал иногда некорректно, но с каким задором и амбициями решал государственные дела! Василий Андреевич поставил тогда последнюю точку в истории Тобольского тракта и этим поступком прославил себя. Поэтому его смело можно причислить к патриотам Тюменского уезда (района). Это звание он заслужил.

Хотя прошло уже более 100 лет с этого события, но старый Тобольский тракт Тюмень - Криводаново не утратил своей актуальности и по сей день служит людям, живущим в той местности, а также рыбакам и грибникам.

Владимир КАЛИНИНСКИЙ,

краевед-исследователь.

с.Борки.