Медиакарта
14:45 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Новые стандарты

Тема очередной пресс-конференции в Доме журналистов была посвящена основным направлениям развития общего образования в условиях комплексной модернизации всей системы. К разговору были приглашены Сергей Слинкин, ректор социально-педагогической академии, Яна Зубова, председатель комитета по образованию, Сергей Корепанов, директор средней общеобразовательной школы № 16, Татьяна Орлова, учитель начальных классов школы № 13, победитель Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», и Анатолий Кугаевский, учитель математики гимназии им. Н.Д. Лицмана, победитель областного конкурса «Учитель года-2005».

Тема оказалась весьма актуальной, и не только потому, что она была поднята в Год учителя, вызвала живой интерес у всех участников встречи. В результате чего пресс-конференция прошла в формате диспута или «круглого стола».

Комплексная модернизация системы образования, как отметила Яна Степановна, в Тюменской области и, в частности, в Тобольске, началась раньше, нежели в других регионах России. Более того, по ряду аспектов уже можно подводить итоги.

Все образовательные уч-реждения города работают в сис-теме нормативно-подушевого финансирования, которая в большинстве регионов еще только начинает внедряться. Принцип его работы прост: поступил ребенок в образовательное учреждение (детсад, школу) – пришли и деньги. Одно из направлений комплексной модернизации – переход дошкольных образовательных учреждений в статус автономных. Он у нас успешно завершен. Налицо положительные результаты. Рационально используя бюджетные и внебюджетные средства, руководители детсадов смогли значительно укрепить материальную базу и провести ремонт в возглавляемых ими учреждениях. Некая самостоятельность в хозяйственной деятельности имеет немало плюсов.

В рамках комплексной модернизации рассматривается еще одна позиция – общественное управление в образовательных учреждениях. В тобольских школах функционируют управляющие советы, в которые входят представители общественности, родители, педагоги. В детсадах существуют наблюдательные советы.

Тобольск включен в областной проект по распространению опыта по комп-лексной модернизации сис-темы образования. В 2009 году город принимал делегации руководителей органов управления образования, образовательных учреждений из Московской, Архангельской областей и других регионов. Участников делегаций интересовало, как работают детсады в системе автономии, оправдывают ли свое существование управляющие советы, насколько эффективна нормативно-подушевая система финансирования. Тоболяки охотно поделились наработанным опытом.

Президент России в ежегодном Послании Федеральному Собранию сказал о том, что наши школы должны работать по новым образовательным стандартам. В 2010 году 14 регионов страны примут участие в реализации пилотного проекта. В Тобольске школа № 16 первой примет участие в эксперименте. На стандарты второго поколения перейдут начальные классы.

Сергей Корепанов видит в этом средство обеспечения планируемого уровня качества образования, своеобразный общественный договор между школой, учащимися, родителями, один из важнейших нормативно-правовых актов в сфере образования.

Журналистов интересовало, чем отличаются новые стандарты.

– Качественное отличие – в подходе к системе начального образования, – сказала Яна Зубова. – Ранее учитель был ориентирован на репродуктивную работу, то есть на передачу ученикам знаний, которые одни воспринимали на «два», другие – на «пять». Теперь же он призван развивать в детях творческое, инновационное мышление, передавать школьникам не только знания по предметам, но и о жизни, научить их ориентироваться в социуме, уметь самостоятельно принимать решения. Именно такой человек нужен современному обществу. Для перехода на новые стандарты у нас есть и потенциал, и материально-техническая база.

Незаметно разговор перешел на кадровую политику, ибо без фигуры учителя немыслимы никакие реформы.

– Современной школе нужны свежие кадры, – с уверенностью заявил Сергей Викторович. – По статистическим данным, в российских школах преимущественно работают учителя предпенсионного и пенсионного возраста. А ведь школа как некий здоровый организм. И в ней должны соблюдаться нормальные пропорции: 30% – молодые специалисты, 40% – стажисты и 30% – учителя предпенсионного и пенсионного возрастов.

Как отметил Слинкин, чтобы перейти на новые стандарты, необходимо сначала соответствующим образом подготовить педагогов. Социально-педагогическая академия как раз этим и занимается. Выпускники вуза владеют информационными технологиями. А это очень важно, если учесть, что нынешнее поколение детей, как сказал ректор, называют «цифровыми аборигенами». Педагоги же среднего и старшего поколений являются «цифровыми эмигрантами». И дети это отлично чувствуют. На пресс-конференции прозвучала фраза: «Аборигенов и должны учить аборигены», под этим подразумевались молодые специалисты, выпускники педагогических вузов, с которыми дети практически говорят на одном языке (речь идет не о молодежном слэнге, а о компьютерной терминологии).

Анатолий Кугаевский высказал обеспокоенность тем, что из-за всех нововведений фигура учителя, которая и так стоит не на пьедестале, вообще окажется на задворках. А кто же будет тогда воспитывать маленького человека, неужели компьютер?

Яна Степановна заверила, что перегибов не будет, что учитель по-прежнему остается ключевой фигурой в образовательном процессе, вот только функции его частично изменятся. Кстати, по новым стандартам второго поколения большое внимание в системе образования уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Анна Щербинина