Медиакарта
9:52 | 29 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

С верой в светлое будущее

шли по жизни комсомольцы Советского Союза

Истина давно известна, верна и достаточно избита: всё новое – это хорошо забытое старое. Особенно важно это для нас, людей, живущих в постсоветской России. И суперважно именно в вопросе воспитания подрастающего поколения. Мы сегодня столкнулись с тем, что многие порой теряются: как и на чём воспитывать детей, на каких идеалах, когда уже вот десять лет с национальной идеей не можем определиться.

А может, стоить иногда вспомнить о том, что мы – страна, лежащая на границе Европы и Азии, и по национальной своей идентификации больше тяготеем к Востоку. А там, простите, всегда и во все времена почитание старейшин и мудрости вековой было первостепенным. Я тоже предлагаю заглянуть пусть в недалёкое, но прошлое. Всего в какие-то тридцать с небольшим лет назад. В начало семидесятых прошлого века.

Воспоминаниями о тех годах делится директор института сервиса и социально-культурных коммуникаций Тюменской государственной академии культуры и искусств, профессор кафедры социокультурного сервиса, туризма и музейного дела Тобольской государственной социально-педагогической академии, доктор социологических наук Евгений Михайлович Акулич. На вопрос неравнодушного читателя: «Почему именно он?» отвечу: с мая 1975 года он начал работать третьим секретарем горкома ВЛКСМ, или секретарём по работе с учащейся и школьной молодёжью. И одновременно на пленуме горкома ВЛКСМ был утверждён председателем совета городской пионерской организации им. В.И. Ленина. Позже, в 1977–1982 годах, был первым секретарём горкома комсомола.

– Главная задача пионерской и комсомольской организаций школ было воспитание детей и подростков достойными продолжателями традиций и славных дел старшего поколения, формирование у них активной жизненной позиции. И надо сказать, конкретных и добрых дел у пионерии и школьного комсомола было немало. Например, в мае 1975 года мы объявили патриотическую акцию «Зажги звезду» (от редакции: сравните звёзды!), в ходе которой были учтены все участники Великой Отечественной войны, семьи погибших воинов, а на домах и квартирах ветеранов появились красные звезды как символ памяти и преклонения перед подвигом защитников Родины.

Особой значимостью в школах отличалась военно-патриотическая работа: встречи с ветеранами, смотры строя и песни, военно-спортивная игра «Зарница». Добрым словом хочется вспомнить ветеранов войны, отдававших много сил этой значимой работе: Николая Трофимовича Сапьяна, Василия Терентьевича Исакова, Николая Александровича Черепанова, Александра Васильевича Соловьёва, Нину Андреевну Новгородову, Надежду Дмитриевну Бузыцкую, Валентину Ивановну Попову, Камала Мазитовича Муратова и многих других.

Интересной и полезной была система трудового воспитания. Одно юннатское движение чего стоит! При каждой школе были разбиты сады, большие огороды, где школьники проходили практику, выращивали овощи, цветы, а осенью, в День урожая, труд их ярко был представлен на городском слёте юннатов самыми разнообразными плодами, гербариями, фотографиями. Пионеры и школьники ежегодно высаживали деревья и кустарники на прилегающих к школам улицах и много лет ухаживали за своими насаждениями. Ко Дню Победы в скверах и парках города появлялись новые деревца, которые зачастую становились именными. К примеру, в саду Ермака до сих пор растёт берёзка, которую я посадил вместе с выпускницей средней школы № 1, ветераном Великой Отечественной войны, лётчицей Ольгой Тимофеевной Голубевой в далеком теперь 1978 году.

Очень важно, что пионерская и комсомольская организации школ действовали на основе выборности и самоуправления, воспитывали школьников патриотами, интернационалистами, нравственными и ответственными личностями. Без активной, самоотверженной работы пионерских вожатых сложно представить эту важнейшую деятельность, среди них Надежда Крюкова, Нина Кошукова, Галина Соколова, Валентина Рябинина, Екатерина Палецких, Тамара Палипенкова, Нина Шалагина, Гульфара Муратова и многие другие.

Ежегодно в день 22 апреля центром в городе становилась площадь имени Владимира Ильича Ленина. Именно здесь проходила городская линейка пионеров и комсомольцев, на которой новым пионерам повязывались яркие красные галстуки, а комсомольцам вручались комсомольские значки. Выступали ветераны, звучали клятвы, песни, стихи. Проведенный накануне городской субботник преображал улицы и площади Тобольска, и молодежь вместе с ветеранами взволнованно и радостно шествовала по весеннему городу, наполненному теплом и надеждой на светлое завтра.

История комсомольской организации школы № 1

_В 70–80 годы комсомольцы принимали активное участие в проведении военно-спортивных игр «Зарница» и «Орлёнок», в проведении «Ленинского зачёта». А лучшие из них участвовали в подписании рапорта партийному съезду. Комсомольская организация в школе №1 была создана в 1924 году. Все годы комсомольская организация была хозяи-ном в школе, проводила соревнование за лучшую успеваемость и дисциплину, классы и имена учащихся заносились на красную и чёрную доски, вручалось красное знамя победителям, рогожное – худшему классу. _

Из воспоминаний Варвары Ивановны Низовских, заведующей гороно, выпускницы школы № 1:

_– В среднюю школу № 1 я пришла в пятом классе в 1932 году, в ней окончила семь классов пионеркой. Мне на всю жизнь запомнилась старшая пионервожатая Шурочка. В это имя мы вкладывали всю любовь к ней. Не любить её было нельзя. Сборы пионерские проходили интересно, весело и торжественно. Мне никогда не забыть инсценированного пионерского костра, посвящённого десятилетию со дня смерти любимого вождя Ленина. Костёр был устроен в актовом зале, над костром – котелок, а рядом – шалаш, и на пеньке сидит Владимир Ильич. Всё это было так естественно, что самые младшие, увидев, восклицали: «Ленин, Ленин пришёл!» Всё это сделали для нас старшеклассники. _

Из воспоминаний Анфии Павловны Овешковой, выпускницы школы № 1, впоследствии заместителя редактора, секретаря партийной организации редакции газеты «Тобольская правда»:

– Наши комсомольцы были инициаторами многих ценных начинаний: выпускали газету «Школьный прожектор», проводили диспуты («Что такое мещанство?» и др.), готовили вечера, ставили пьесы, проводили беседы, участвовали в добровольных обществах, работали в кружках, для деревни организовывали сбор книг в 1929 году. При школе была создана «лёгкая кавалерия», которая имела общегородское значение: боролась с бюрократизмом, жульничеством и так далее.