Интервью с заместителем главы городской администрации Василием Михайловичем Плесовских
Качество оказания населению жилищно-коммунальных услуг и всё, что связано с ними, – самая горячая тема на страницах газеты «ТП». В данной сфере не первый год идёт реформирование, вводятся технологические новшества, ежедневно производятся расчёты и перерасчёты в платёжках потребителей услуг, и всё это вызывает естественную реакцию тоболяков. Сегодня гостем читательской аудитории стал заместитель главы городской администрации Василий Плесовских, который оценил реальную ситуацию в сфере ЖКХ и ответил на вопросы редакционной почты.
– Василий Михайлович, почему, на ваш взгляд, тема городского жилкомхоза всегда на слуху и выходит на первый план при оценке качества жизни в Тобольске?
– А что здесь удивительного? Внутренние проблемы жилищно-коммунального производства и все недочёты при решении их видны всем и сразу, так как потребителями услуг ЖКХ являются все тоболяки без исключения. Однако надо понимать, какое наследство получила отрасль с советских и постперестроечных времён: старые коммуникации и оборудование пришли в изношенное состояние. Сегодня также очень заметно изменились правоотношения между участниками этого рыночного поля. Люди, особенно пожилые, не могут правильно воспринять процесс реформирования отрасли, они сопоставляют ситуацию с тем, что было прежде. И оттого возникают разного рода нарекания, недопонимание тарифной политики и так далее.
С другой стороны, оценивая природу критики в адрес жилищно-коммунальных служб, нельзя не считаться с искусственно нагнетаемой волной напряжения. Приближаются выборы в верхние эшелоны власти, а такое общественно значимое событие всегда притягивает интерес определённых политических сил, которым выгодно для своих будущих результатов оперировать «картой» ЖКХ. Вариант розыгрыша темы жилкомхоза для оппонентов органов власти беспроигрышен, и потому её исподволь пытаются использовать «на ура». Разумеется, отрицательных эмоций хватает, и тема ЖКХ находится на пике обсуждений.
Мы сегодня по качеству оказания услуг ЖКХ живём на порядок лучше относительно других регионов: у нас есть в бесперебойном режиме вода, свет, тепло. Кто-нибудь из тоболяков сидел без отопления неделю и больше? Нет. Если прорвало в квартире трубы, помощь приходит достаточно быстро. Тобольские коммунальные службы организованы и работают. Говорят, мол, управляющие компании плохо обслуживают жилой фонд. А что, вчерашние потоки жалоб и многолюдные очереди в ЖЭКи и МУПы уже забыты? Если в прошлые годы тоболяки жаловались на то, что дома стоят без ремонта, то сегодня людей интересуют вопросы иного характера – например, качество ремонтных работ. А это уже разные вещи, и появились определённые плюсы как в системе управления многоквартирными домами, так и в самой отрасли. Существуют критерии оценки деятельности ЖКХ – так вот, за последние три года Тобольск поднялся с четвёртого места на второе среди муниципальных образований Тюменской области. Мне бы хотелось, уж коль выпал случай, публично представить положение в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обо всём поговорить начистоту.
– Рост тарифов на услуги ЖКХ – самая злободневная тема. Какие меры предпринимают региональные и городские власти для сдерживания этого роста?
– Я знаю, что такой вопрос очень волнует население. Поэтому буду предельно откровенен и сразу развею ложные слухи. Что касается тарифов, то ценообразованием на все услуги ЖКХ занимается комитет экономического развития, а у комитета ЖКХ, транспорта и связи, который я возглавляю, таких полномочий нет. И мы к формированию тарифов, их повышению не имеем никакого отношения.
Ежегодный рост тарифов на коммунальные услуги неизбежен, так как растут тарифы предприятий-монополистов в сфере электро- и газоснабжения, а эти составляющие напрямую влияют на стоимость всех других услуг. И хотя невозможно избежать повышения тарифов из-за ежегодного повышения стоимости энергоносителей, сейчас тарифы в Тобольске не растут такими галопирующими темпами, как прежде.
Предлагаю сначала сравнить совокупный размер тарифов на коммунальные услуги в Тобольске и других городах. На один квадратный метр жилой площади стоимость услуг ЖКХ в Тобольске составляет 47,9 рублей, в Тюмени – 52, Екатеринбурге – 75, Перми – 73, Кургане – 79, Челябинске – 75, Омске – 79. Это официальные цифры, и они говорят сами за себя!
Или возьмём другой случай, когда мне приводят в пример размеры тарифов в Москве. На самом деле в российской столице тарифы гораздо выше. Другое дело, что москвичи платят меньше по той причине, что часть затрат на оплату услуг ЖКХ берёт на себя муниципалитет. Жителям Москвы ещё предстоит на себе испытать экономические нюансы Жилищного кодекса РФ, когда все затраты, в том числе покрывавшиеся ныне за счёт городского бюджета, они будут оплачивать сами в стопроцентном объёме. А мы уже прошли этот «революционный» период.
Другой пример. Часто говорят о том, что тариф на воду в Тюмени ниже, чем в Тобольске. Вот только почему-то у оппонентов нет желания задуматься о том, что в Тюмени действует перекрёстное субсидирование при оплате за услугу водоснабжения. А это означает то, что затраты населения перекладываются на бюджет предприятия, но фактически стоимость кубометра воды там дороже, чем у нас. Такой подход наносит ущерб городской экономике, поскольку снижается подъём экономической привлекательности субъектов производственной деятельности: замедляется процесс замены основных фондов, внедрения новых технологий, появляются кадровые проблемы.
О тарифах можно говорить часами. Не скажу нового, если замечу, что в идеале они должны быть источником финансирования для предприятия сферы ЖКХ, как в любом цивилизованном мире. Однако в приоритетах тарифной политики у поставщиков главным должно оставаться обеспечение потребителя услугой и её надёжность. Сегодня тоболяки приходят домой, и у них в квартире имеется тепло, вода, свет. Он должен быть уверен в этом и завтра!
– Василий Михайлович, вопрос о повышении энергоэффективности отечественного ЖКХ – в числе наиболее обсуждаемых. Вы довольны первыми итогами работы в этом направлении?
– Да, есть определённые положительные результаты. Надёжность системы жилищно-коммунального хозяйства сегодня требует проведения значительной работы по снижению объёмов неэффективных затрат и сокращению потерь энергоносителей в отрасли. Эффективных результатов от предприятий ЖКХ можно ждать только с внедрением энергосберегающих технологий, поэтому перед муниципалитетом появляются новые глобальные задачи, и мы их последовательно решаем.
Предлагаю рассмотреть конкретный пример, когда качество услуги выводится на совершено другой уровень благодаря применению новых технологий и повышению срока эксплуатации оборудования. Речь идёт об энерго-сбережении тепловой энергии. Кроме того, что тобольские котельные переведены на газ, о чём мечтают многие муниципалитеты в Уральском Федеральном округе, что значительно сокращает затраты на тепло, в них поставлены рабочие котлы с повышенным коэффициентом действия. Однако при дырявых инженерных сетях весь экономический эффект от качественной котельной будет сведён к нулю. Поэтому нами проведена замена теплотрасс – имеем новые трубы с более надёжной теплоизоляцией. Далее в котельных были установлены горелки экономичного режима. А в совокупности, в городе замедлился рост тарифа на теплоноситель.
И вот теперь главное. Тариф на теплоэнергию в Тобольске на 42 процента ниже, чем в Омске, на 35 – чем в Кургане, на 15 – чем в Перми, на 13 – чем в Екатеринбурге. Это разве не положительный результат совместной работы Тобольской администрации и правительства Тюменской области, за счёт средств областного бюджета стало возможным снизить тарифную нагрузку. Надо помнить о том, что Тобольск расположен севернее указанных городов, и тариф, вследствие ухудшения климатических условий, фактически должен быть выше. Кроме того, ситуация объективно могла складываться не в нашу пользу, и от того, что ТЭЦ расположена далеко за пределами города, и теплоресурсы в квартиры тоболяков необходимо доставить на расстояние 13 километров. А в мегацентрах же такие предприятия находятся в границах города. Мало того, что теплостанции чадят в городской среде, там ещё при более высокой плотности населения удорожаются платежи за тепло.
Остаются, конечно, и другие вопросы, требующие пристального внимания при реализации мер энергетической эффективности. Такие процессы, как установка коллективных и индивидуальных приборов учёта, светодиодных светильников в местах общего пользования, в некоторой степени затратны для муниципальной казны и собственников жилья. Вместе с тем все эти меры позволят горожанам добиться экономии на платежах за жилищно-коммунальные услуги, поэтому будем доводить до логического завершения начатые мероприятия.
– Читатели сетуют на непонятные начисления по оплате за холодную и горячую воду, лишние кубометры в квитанциях или на то, что за тепло приходится много платить. Откуда берутся такие цифры?
– Да, вы правы. Есть сегодня такая проблема, когда наблюдается разница в расходе воды – зафиксированной в платёжке и фактически потреблённой. Объяснений такому явлению может быть несколько. Одно из них заключается в том, что наряду с добросовестными жильцами, из месяца в месяц оплачивающих использованную воду, в городе есть квартиры, в которых без регистрации, нелегально живут и в неограниченном количестве используют воду два и более человека. Так появляются неучтённые кубы в платёжных документах. Могут быть потери воды в результате неисправного оборудования. Выход только один – установка поквартирных приборов учёта. Главное условие минимизации расходов рядовых граждан – это учёт и ещё раз учёт! А задача муниципалитета, всеми мерами добиваться того, чтобы тоболяки получали качественные услуги ЖКХ и платили только за те объёмы, которые потребили.
– Тобольск несколько лет подряд получает средства из фонда содействия реформированию ЖКХ. Может ли наш город претендовать на федеральные средства в 2011 году?
– Будем надеяться, что процесс капитального ремонта многоквартирных домов продолжится хорошими темпами и в текущем году. Государство выделяет средства на приведение жилищного фонда в порядок главным образом для того, чтобы дать толчок к реформированию жилищной сферы, сферы управления жилищным хозяйством. И здесь я позволю себе маленькое отступление. Надо всем осознавать, что, благодаря реализации данной адресной программы, город, я имею в виду в одном лице – муниципалитет, управляющие компании, собственников жилья, может решать важные задачи.
Администрация со своей стороны приложила все усилия для того, чтобы получить дополнительные финансы и в этом году. Однако в окончательном виде наша заявка не будет оформлена до тех пор, пока не сформируем отчёт о полном сборе пятипроцентной доли средств от населения. Соответственно, удлиняются сроки поступления в город денег из ФСР ЖКХ и времени ремонта. В апатии наших граждан, видимо, свою роль играет менталитет. Не все ещё привыкли принимать самостоятельное решение и нести за него в дальнейшем ответственность. «Собственник обязан взять на себя управление своим имуществом и нести расходы по его содержанию», – требует норма Жилищного кодекса РФ. Если раньше этим занимались городские ЖЭКи, то теперь надо проявить инициативу самим гражданам. С другой стороны, я лично знаком с многими тоболяками, которые хотят научиться управлять своими «квадратами», а в содружестве с соседями – жилым домом.
Если вернуться к заявке текущего года, по объективным причинам Тобольск сможет получить меньшее количество средств, чем было в прошлые годы. В 2011 году для участия в данной программе впервые заявилось пять муниципалитетов Тюменской области – вся сумма для региона будет дробиться между ними. Участие Тобольска в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ для городской администрации остаётся вопросом престижа. За счёт государственных средств Тобольск отремонтировал большее количество площадей жилого фонда в Российской Федерации на душу населения. Этот показатель лидерства составляет 4,4 квадратных метра жилья на одного человека! Вот показательный пример, Ишим такой же дотационный город, одного с нами уровня в регионе, стал участвовать в программе только с 2010 года. А ведь он с Тобольском изначально находился в равных условиях, но мы не упустили свой шанс для кардинального улучшения состояния жилого фонда.
Ещё одним достижением, которым действительно можно гордиться всем городским сообществом, стала успешная замена местного лифтового хозяйства. Оперативно, в сложных зимних условиях установлено 147 современных энергоэкономичных лифтов, которые снизят материальную нагрузку по общедомовых расходам (также за счёт средств ФСР ЖКХ). Деньги к нам не падали словно манна небесная, а это был результат совместных взвешенных действий правительства Тюменской области, муниципалитета, производственных коллективов. Шутка ли, по количественному показателю замены лифтового хозяйства мы вновь оказались лучшими в России. Директор омского завода-производителя настолько проникся уважением к воле городской администрации, что в качестве бонуса он обеспечил на безвозмездной основе зеркалами лифтовые кабины. По его словам, в таком масштабном количестве не закупает лифты даже Омск, а это город-миллионник. С уверенностью скажу, что по завершении в полном объёме пуско-наладочных работ лифты будут радовать тоболяков, но наша задача – их сохранить от вандализма. Ведь как бывает: если лифт работает – для нас это просто житейская мелочь. Но только он остановится – для жителей подъезда уже большое ЧП!
– Среди приоритетов сферы ЖКХ – модернизация коммунальной инфраструктуры. Как обстоят дела в Тобольске?
– Признаюсь, администрация города проводит большую работу, хотя, может быть, и незаметную на взгляд обывателя, по модернизации отрасли. Но это малая часть того, что ещё предстоит сделать, чтобы жилищно-коммунальный комплекс Тобольска работал как отлаженный часовой механизм. Процесс модернизации, которая в результате дала бы нам не только надёжность коммунальных систем, но и их эффективность, становится сегодня крайней необходимостью.
Вся инженерная инфраструктура, которая расположена под землёй, представляет собой очень сложную систему. И скверно то, что её нельзя отремонтировать точечно. Если возьмём такие жизненноважные системы, как сети водо- и теплоснабжения, то для того, чтобы получить положительный эффект от их модернизации, нужно менять их целиком, а это десятки километров. Если быть более точным – сетей водоснабжения со стопроцентным износом имеется 41 км, теплосетей – 21 км. Их замена довольно сложное дело, но крайне необходимое. Потому что автоматически будет снижаться число аварийных ситуаций, технологических отключений, но главное – обеспечивается гарантийная надёжная эксплуатация сетей намного лет вперёд. Ведь в чём опасность эксплуатации изношенных сетей? Когда стукнет мороз за 40 градусов, тепловики поднимут давление в сетях, чтобы поддержать температуру воздуха в квартирах тоболяков. И вот тогда возникнет проблема, как не разморозить общедомовые трубы, если лопнут магистральные сети. Поэтому муниципалитет ведёт переговоры с областным правительством, а это формирование заявки, её защита, техническое обоснование, для выделения дополнительных средств на нужды коммунальной инфраструктуры. Здесь требуются вложения в размере около 600 млн рублей – этим мы сможем повысить эффективность коммунальной инфраструктуры за счёт сокращения издержек. Тезис, как-то прозвучавший в ходе заседания президиума Госсовета РФ, о том, что «коммунальная отрасль нуждается в полной модернизации, а не в латании дыр», очень применим к тобольской ситуации.
Если оценить результаты 2010 года, то мы смогли не только выполнить плановый норматив по ремонту инженерных сетей, но и устранить в существенном объёме «недоремонт» прошлых лет на теплосетях. В итоге сократилось в десять раз количество порывов на теплотрассе в сравнении с периодом двухлетней давности. Невежливо кивать на соседей, но для правильного понимания картины следует знать, что Тюмень превзошла нас по числу аварийных порывов в 11 раз. А что такое аварийный порыв на инженерных сетях? Это не какая-то заоблачная данность, а вполне реальная трагедия в виде отсутствия тепла и воды, как для жителей квартир, так и учреждений социальной сферы, других структур жизнеобеспечения.
Мы преодолеваем технологическую отсталость отрасли по ряду других направлений. Так, нынче в непростое послекризисное время муниципалитет завершает работу по диспетчеризации канализационно-насосных станций в городе. Для информации тоболяков, пребывающих, может быть, в неведении: данный процесс включает установку экономичных насосов и обеспечение автоматизации оборудования. В результате будут снижены производственные затраты в денежном эквиваленте, а также исключено вмешательство человеческого фактора в процесс эксплуатации КНС. Детальный анализ обстановки выявил потребность в минимизации роли дежурного в этой работе. Человек – живое существо, он может отвлечься от производственных дел либо в какой-то момент принять неверное решение, и его никто не сможет подстраховать в экстренной ситуации.
С внедрением автоматизированного оборудования сможем удержать рост тарифа на водоотведение за счёт высвобождения рабочих кадров, но, в первую очередь, застраховать сам процесс от угрозы аварии. Не все муниципальные образования берутся за введение подобных производственных новшеств, поскольку требуется сиюминутное вложение крупных объёмов бюджетных средств. При всем этом администрация города понимает, что сегодня нам выгодней провести планово-предупредительные работы, чем впоследствии заниматься аварийно-восстановительными делами в спешном порядке. Надо уметь чуть-чуть вперёд заглянуть в завтрашний день.
– В редакционной почте имеются и благодарности, и жалобы населения на деятельность управляющих компаний. Я уверен в том, что городская администрация заинтересована в эффективном взаимодействии с ними, в установлении прозрачных правил игры в сфере управления жилищным фондом. Как на Ваш взгляд, местные управляющие компании в достаточной ли мере открыты для потребителей услуг? Научились ли они работать в рыночных условиях?
– Повышение уровня профессионализма, финансовой успешности и ответственности управляющих организаций очень важны как для органов власти, так и для собственников жилья. На недавнем совещании в Тюмени, где разговор шёл именно о выработке мер по повышению качества управления жилищным фондом, главный федеральный инспектор Тюменской области Андрей Руцинский призвал управляющие компании раскрывать информацию о своей деятельности в сфере управления многоквартирными домами. Одним из видов открытости остаётся размещение данных о компании в сети Интернет. Насколько мне известно, сегодня свои официальные сайты имеют ООО «Гарант», ООО «Нижний Посад», ООО «Историческая часть». Ещё ряд организаций публикуют свои данные в других информационных порталах, а также в местах общего пользования. Я убеждён в том, что в сфере взаимоотношений поставщиков и потребителей услуг со временем наступит полный порядок, и собственники жилья будут получать в открытом доступе информацию о показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании, сведения об оказываемых услугах, их стоимости и т.п.
Более того, в сентябре 2010 года постановлением Правительства РФ утверждён так называемый «стандарт раскрытия информации», который – если я не ошибаюсь – содержит 23 пункта. Другое дело, что управляющая компания может сегодня игнорировать принцип открытости в своей работе по той причине, если в договоре об оказании услуг, подписанным собственником жилья, отсутствует данная норма. Или требование гражданина, если хотите. У муниципалитета нет договорных отношений с управляющей компанией, нет рычагов воздействия на неё. Поэтому право о включении «нормы информационной открытости» в договор остаётся только за общим собранием жителей многоквартирного дома. Сегодня влиять на деятельность управляющей компании не может ни губернатор, ни глава администрации, ни политическая партия, как бы ни хотели этого собственники жилья. Естественно, существуют недоразумения и откровенные обиды тоболяков, когда они по данному поводу высказывают претензии в адрес органов местного самоуправления. Существует Жилищный кодекс РФ, которым определяется главенствующая роль самих жителей. А все остальные попытки кем-то «тянуть одеяло на себя» законом расцениваются как превышение должностных полномочий.
О второй части вопроса. На управляющие компании горожане сетуют немало, и, видимо, небезосновательно. Здесь я не могу не сказать ещё об одной проблеме – задолженности жителей за услуги ЖКХ. Собираемость платежей еле дотягивает до 95 процентов. Всё это сказывается на качестве подготовки объектов жилого фонда и инженерных сетей. Что-то вовремя не делается, а значит, ухудшается качество, теряется надёжность. Даже если вашим многоквартирным домом управляет лучшая в городе управляющая организация, хорошего результата в обслуживании жилья не добиться. Отрасль не получает реальных средств, за счёт которых надо утеплить фасады, отремонтировать кровлю, благоустроить дворы.
– Кстати, о благоустройстве. Будут ли выделены средства для проведения общегородского конкурса на лучшую придомовую территорию?
– Я уже заявлял в городских СМИ о том, что сегодня при дефиците денежных средств очень сложно провести это важное мероприятие. И тем не менее придерживаюсь позиции, что в случае перевыполнения доходной части бюджета, нам вполне по силам какую-то сумму денег направить на поддержку общественных инициатив. Естественно, при положительном заключении депутатского корпуса. Скажу честно, обстановка в сфере благоустройства города крайне тяжёлая.
Уже набил всем оскомину расхожий постулат – «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Ну, можно как мантру его повторять раз за разом, однако уровень культуры поведения в общественных местах не повышается. Сложно поддерживать чистоту при людском разгильдяйстве. Для понимания истинной картины приведу очередные цифры: у нас в городе проживает примерно 103 тысячи человек, а вся площадь необходимого озеленения и благоустройства территории занимает 365 гектаров. При такой плотности населения мы получаем на содержание города в соответствии с подушевым финансированием только 600 рублей в год на одного человека. В сравнении с другими муниципальными образованиями Тюменской области общая площадь требуемого благоустройства в Тобольске несоизмеримо выше, а на квадратный метр территории средств приходиться меньше. Администрация ищет способы компенсирования финасовоёмких затрат в данном вопросе. От чистого сердца хочу сказать спасибо тем предприятиям, кто взял на себя дополнительные издержки в части содержания закреплённых территорий. Иначе одному муниципалитету такое беспокойное хозяйство было бы не вытащить.
– И всё-таки вернёмся к разговору об управляющих компаниях. В частности, можно ли говорить об их профессионализме?
– Моё мнение: им есть над чем работать в вопросах организации эффективной деятельности. У них есть резерв, который фактически является скрытой прибылью. Повторюсь, неэффективная работа в настоящее время – это результат, в какой-то степени, технологической отсталости отрасли. Плюс – задолженность населения. Главное, я считаю, не допускать грубых ошибок в управлении городским коммунальным хозяйством, к чему могут привести популистские требования оппонентов в период реформирования отрасли ЖКХ. Что такое ошибиться в коммунальном хозяйстве? Это потенциальная угроза развала отрасли, всего того, что созидалось за сравнительно короткие сроки, и где мы уже имеем убедительные результаты. Население реально останется без воды и тепла.
В Тобольске, без преувеличения, сложилась рыночная среда в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Около 99 процентов управляющих компаний имеют прибыль. Пусть «копеечную», но она есть. Администрация своевременно среагировала на провальные результаты деятельности отдельных организаций. Так, объявилось четыре банкрота, которые оперативно были выведены из процесса управления жилым фондом. Причём, замена «игроков» прошла без нанесения ущерба интересам собственников жилья, как случается в иных городах, где зачастую в подобном положении сразу возникает производственный коллапс. Больше скажу, где-то бывали случаи, когда управляющие компании исчезали с деньгами населения, и люди дважды платили за коммунальные услуги. Нас, слава Богу, миновала такая печальная участь. Я думаю, тоболякам есть с чем сравнивать, судя по публикациям в центральных и областных СМИ, в Интернете. В целом же, на рынке коммунальных услуг в Тобольске действует стопроцентное количество частных компаний. Это является основным фактором в формировании здоровой конкурентности и эффективной работы. Большинство муниципальных образований ещё только вступили на этот путь, им ещё предстоит пройти его, пытаясь избежать определённых потерь и ошибок.
– Если можно, сформулируйте одной-двумя фразами наиболее наглядный пример того, что отрасль ЖКХ в Тобольске находится на подъёме.
– Попробую так: всякий раз в ходе совещаний в правительстве Тюменской области главные коммунальщики муниципальных образований региона выражают готовность прибыть за изучением опыта в Тобольск. И что любопытно, слово держат!
– Василий Михайлович, большое Вам спасибо за доверительную беседу, убедительные разъяснения по актуальным для населения вопросам. Газета «Тобольская правда» надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество с Вами лично и специалистами жилищно-коммунального ведомства.
Подготовил Юрий Шулинин