Медиакарта
17:07 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Веселое имя Театр

«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин», – сказал в своей известной речи Александр Блок. Ну а я скромно добавлю в перечень веселых еще одно имя – Театр… Мой Тобольский драматический имени Петра Павловича Ершова.

И ведь не одни комедии ставят на старейшей сцене Сибири. А имя Театр все равно веселое. А вообще театр – учреждение серьезное, настоящее производство. Определенный статус, жесткое планирование… И, несмотря на все, имя-то веселое.

Весьма серьезно в Ершовском относятся к своей истории – неотъемлемой части биографии города. Он довольно-таки консервативен, мой театр, он очень сдержан… Но не устану повторять: веселое имя Театр!

Сюда не приходят «работать», здесь принято старомодно говорить: «Служу на театре». И более двадцати специальностей занято в работе над обыкновенным чудом постановки. Мы, зрители, видим лишь вершину сего «айсберга» – спектакль. Мы знаем в лицо только артистов, но, когда они выходят на финальный поклон, мы встаем с мест и аплодируем… Аплодируем не только тем, кто на сцене, но и всем, кто творит для нас это веселое дело, имя которому – Театр.

Актерская орлянка

«Судьба играет человеком, а человек играет на трубе» – эту ставшую хрестоматийной фразу можно смело применить к герою сих набросков. Тем более что на трубе он действительно играть умеет.

В Тобольск молодой артист Жук прикатил в 1995 году, оставив за плечами среднеазиатские (Киргизия, Таджикистан) детство, юность и курс обучения в Саратовской консерватории по специальности «актер театра и кино». Был тогда Паша тонкий да звонкий, поющий и играющий. И не мудрено, что с этакими-то данными он с первого же выхода на сцену старейшего театра Сибири напрочь покорил тобольскую публику. Играл много, охотно, весело. И жил играючи.

Ну а потом… Что-то непонятное стало происходить с Павлом – то ли славой пресытился, а может быть, некие личные обстоятельства стали тому виной, но талантливый, органичный и многогранный артист стал исчезать просто на глазах.

Он оставался при этом любимцем публики и кумиром женской части зрительного зала, ему по-прежнему доверяли режиссеры, его уважали коллеги, но внимательный зритель с удивлением подмечал и мизансценические неточности, и текстовые провалы, и отсутствие былого огня в глазах. В этот момент актерская монета-жребий зависла в воздухе, и непонятно было – орел выпадет в итоге или решка.

А когда в наш город на постановку прибыл «Давыдыч» (режиссер – М. Поляков) да враз распределил Павла на главную роль в спектакле «Игроки» Гоголя, мне, признаюсь, стало как-то не по себе. Дело в том, что режиссер тот славится бескомпромиссностью решений, нетерпимостью к актерской лености и «маленьким человеческим слабостям». «Ох, слетит Паша с роли», – так думал тогда не только я.

И начались репетиции, да такого накала, что стороннему человеку и заглянуть-то в зал было страшновато. Актер Жук, стиснув зубы, работал над ролью, трудился над собой.

Монета легла как надо. На премьере «Игроков» зал стоя рукоплескал спектаклю и нашим артистам, и я был солидарен с публикой, но свои негромкие аплодисменты адресовал все же персонально Ихареву – Пашиному персонажу.

Впоследствии Ихарев сорвал свои аплодисменты и в Тюмени на фестивале «Золотой Конек», и в Москве, но это было уже неважно. Главное заключалось в том, что Павел Жук вернулся на сцену. Вернулся, хотя формально и не уходил.

А дальше все только вперед и вверх, все в гору. Блеснул Павел Жук и в недавней премьере «О мышах и людях». Образ силача-недотепы Ленни, пожалуй, лучшая его актерская работа из тех, что я видел. Лучшая, но не последняя, а значит…

Приглашенные

В последнее десятилетие с Тобольским драматическим театром сотрудничали многие приглашенные режиссеры. И сегодня, в Международный день театра, хочется представить вам, уважаемые читатели, некоторых из них. Тех, кто, на мой взгляд, придал нашему родному театру несколько иное качество, обогатив не только его репертуар, но и изрядно взбодрив души актерские. Евгений Ланцов. Живет и работает в Екатеринбурге. Главный режиссер Камерного театра. На тобольской сцене поставил спектакли «Снежная королева» и «Дикарь». В качестве художника-постановщика участвовал в постановке спектакля «Саня, Ваня, с ними Римас».

Борис Цейтлин. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии и Национальной теат-ральной премии «Золотая маска». Живет и работает в Москве, ставит спектакли в больших и малых городах России. В Тобольске осуществил постановку спектакля «Театр. Шум за сценой». Алексей Молостов. Режиссер, театральный хореограф, представитель столичного театра Российской армии. Активно сотрудничает с театром «Ленком», режиссерами Арцыбашевым, Каменьковичем, Морозовым, Джигарханяном. Спектакли в ТДТ: «Таня-Таня», «Конек-Горбунок», «Прощай, конферансье», «Зверь» – из категории «кто видел – не забудет».

Петр Васильев. Актер Большого театра кукол (Санкт-Петербург). Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» и премии «Золотой софит» (СПб). В нашем театре создал кукольные «Сказку о Коньке-Горбунке» и «Рождественскую историю». Васильевский «Конек» стал трехкратным дипломантом Московского открытого фестиваля «Сказочный мир». «Рождественская история» – дипломант фестиваля вертепных театров в Петербурге.

Михаил Поляков. Заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат Государственной премии РФ. Живет в Израиле. Ставит в театрах Санкт-Петербурга, Тюмени, Ханты-Мансийска. Сотрудничество с режиссером является одной из ярких страниц в биографии Тобольского театра.

Спектакли «Игроки», «Дом Бернарды Альбы», «Кречинский», «Дело», «Веселые Расплюевские дни», «Хозяйка гостиницы», «Сумасшедшее воскресенье», урок русской сказки «Жили-Были», «О мышах и людях» в дополнительных комментариях не нуждаются.

Хранители

Главный режиссер о главном на театре

Этот разговор начался случайно, из ничего – из простого «светского» обмена мнениями после спектакля. Рассеянно глядя на покидающих зал людей, я спросил главного режиссера Тобольского театра: «А что есть для театра зритель? Только лишь пополнитель кассы? Или?..»

– О кассе речь идет в последнюю очередь, – ответил Валерий Медведев. – Театр без зрителя немыслим, и сборы в этом деле не главное. И продолжил мысль далее. – Зритель в театре такой же творец, как и актер. При соприкосновении актерских эмоций и режиссерской мысли с ним и возникает некая «вольтова дуга», способная довести зал до слез или до смеха. Именно так происходит творчество, и это – совместный процесс. Поэтому вот уже более пяти тысяч лет находятся сумасшедшие, которым нравится играть на сцене, и те, которые соглашаются смотреть это все. Да еще и за деньги. Существование одних без других смысла не имеет. И с той, и с этой стороны. Кроме того, зрители вольно или невольно становятся некими хранителями. Ведь спектакль отыгрывается определенное количество раз и исчезает. Остаются старые афиши, программки, фотографии. Что еще? Видеозаписи, которые не передают и сотой доли живого искусства. И только в памяти, в душе верного зрителя спектакль, ощущения от него остаются навечно. С удовольствием и гордостью хочу отметить, что воспроизводство зрителей в традиционно-театральном Тобольске в последние годы расширилось. Этому способствуют и мобильная работа административного корпуса, и повысившийся художественный уровень спектаклей, и жанровое разнообразие репертуара. Замечательно и то, что в нашем городе зрители все чаще начинают ходить в театр «на актера». Это говорит о профессиональном росте труппы и повышении зрительской культуры. Если говорить о спросе на тот или иной жанр, то здесь, конечно, лидируют комедии и мелодрамы. Но и у непростых психологических драм есть свой зритель, способный на большую душевную работу. Мы стараемся учитывать интересы всех групп, не потакая им, но в то же время и не диктуя излишне свои вкусовые пристрастия… Здесь более подходят определения «учитывать» и «предлагать». Широк и возрастной диапазон тобольского зрителя. На наши кукольные представления приходят малыши трех-четырех лет. Активна студенческая и рабочая молодежь. Основной контингент заядлых театралов формируется из числа горожан среднего возраста. Ну а старейшей нашей зрительнице, Нине Петровне Колмаковой, 91 год. Вот так – от трех до девяноста. Еще лет десять назад мы смогли бы легко нарисовать условный портрет среднестатистического местного зрителя: представитель интеллигенции, 25-45 лет, женщина. Сегодня я не взялся бы за составление такого портрета. Да, врачи и учителя, инженерно-технические работники по-прежнему наши желанные гости, но все чаще мы видим в зале работников сферы обслуживания, технических специалистов с промышленных предприятий, госслужащих. На заре русского театра императрица Елизавета Петровна силой загоняла придворных на представления, бывало, и веревками к креслам привязывали, чтобы никто не сбежал. Такой вот историко-театральный факт. Наша Тобольская администрация театр посещает своей охотой и, по-моему, с удовольствием.

И только один признак типичного зрителя во все времена остается неизменным – гендер. Женщины ходят в театр чаще нежели мужчины. И даже когда сударь «ведет» сударыню на премьеру, то «вывод» сей организован чаще всего сударыней…

Добавлю к этому, что зрительские глаза всегда прекрасны. И, поверьте, артисты на сцене остро чувствуют свет этих глаз, ощущают биение ваших сердец, энергию вашей души. Они берут все это из зала и с лихвой возвращают обратно. Это – волшебный процесс, это и есть Театр… А потому нелепо было бы утверждать, что Международный день театра – праздник только для тех, кто занимается творчеством на подмостках. Это общий праздник – день тех, кто делает театр, и тех, кто хранит его в своем сердце.