24 научные работы учащихся школ "столичного" района по итогам районной
научно-практической конференции "Шаг в будущее" будут участвовать в
областном этапе творческого форума осенью этого года.
Основные задачи мероприятия, в соответствии с принятым положением -
выявление и развитие творческих способностей детей, интереса к
научно-исследовательской работе, создание необходимых условий для
поддержки одарённых детей, а также пропаганда научных знаний и опыта
работы школ района. По традиции конференция, которая состоялась в этом
году в третий раз, проходила в два этапа. Первый, внутришкольный, этап
стартовал в начале года и завершился в первой половине апреля.
Финал районной конференции прошёл в конце апреля в Каскаре, на базе
средней школы N 1 и Центра культуры и досуга "Юность". Как рассказал
методист управления образования администрации Тюменского района Евгений
Левин, в нём принимали участие 84 школьника из 24 школ "столичного". А
вообще научные общества образовательных учреждений Тюменского района
объединяют в своих рядах более 600 учащихся 2-11 классов. Евгений
Иванович подчеркнул, что исследовательские работы ребят свидетельствуют
о широте их интересов, любознательности и творческом поиске. Среди тем,
которые особенно волнуют подростков, - проблемы экологии, здоровья
человека и энергосбережения, историко-краеведческие и хозяйственные
вопросы. Школьники создают электронные пособия, технические
приспособления для облегчения сельскохозяйственного труда, пытаются
решать наиболее острые социальные проблемы своего населённого пункта.
По мнению специалистов управления образования, наиболее активно и
результативно исследовательская работа организована в Чикчинской,
Янтыковской, Червишевской, Винзилинской, Ембаевской, Горьковской и
Каскаринской школе N 2. Учащиеся этих учебных заведений не раз
становились победителями и призёрами областной научно-практической
конференции и Всероссийского форума "Шаг в будущее" в Москве.
В состав экспертных комиссий и жюри, оценивавших работы учащихся,
входили специалисты управления образования и лучшие педагоги школ.
Работу жюри возглавила учитель из Салаирки, руководитель районного
методического общества учителей химии Разида Валитова.
Работа конференции была организована по четырём секциям, представившим
разные научные направления: математику и информационные технологии,
естественные науки и современный мир, инженерные науки в техносфере
настоящего и будущего, а также социально-гуманитарные и экономические
науки.
Максимальное число участников и творческих работ на конференцию
представила Чикчинская средняя школа. В период, когда коллективом
руководила Гюзель Никонова, произошёл настоящий всплеск творчества
учеников и учителей. Своеобразный рекорд установила учитель физики этой
школы Равиля Афлетунова: на районной конференции выступили семь её
воспитанников. Сфера их интересов простирается от технического
конструирования до исследований физических явлений на Земле и в космосе.
Активизировалась в районе и исследовательская работа младших школьников.
21 ученик начальных классов участвовал в районной конференции.
Своеобразный рекорд установила Винзилинская начальная школа, представив
на защиту в Каскаре сразу пять тем.
Первое место в секции "Естественные науки и современный мир" завоевала
шестиклассница из Винзилей Алина Суслова за исследование влияния учебной
нагрузки на состояние здоровья одноклассников (руководитель - учитель
биологии Татьяна Панкратова). Второе место у шестиклассницы Яны
Кудымовой и восьмиклассника Максима Прохорова из Онохинской школы за
изучение популярных продуктов питания среди учащихся школы (руководитель
Ирина Митина). На третьем месте шестиклассники из посёлка Московский
Алёна Турчанинова и Настя Крючкова, исследовавшие влияние качественного
состава воды на выращивание рассады (руководитель Ольга Никулина).
Победу в секции "Математика и информационные технологии. Транспортные
машины, системы и оборудование. Физика и познание мира" завоевала
десятиклассница Боровской средней школы N 1 Анна Гордиевская. Девушка
назвала свою работу "Золотое сечение вокруг нас" (руководитель - учитель
математики Ольга Малюгина). На втором месте десятиклассница Алёна
Нагибина из Кулаково. В своей работе она искала способы уменьшения
тепловых потерь здания родной школы (руководитель - преподаватель ТюмГУ
Ульяна Шастунова). Третье место на счету онохинского восьмиклассника
Данилы Жилякова, исследовавшего энергопотребеление своей семьи
(руководитель Наталья Гусева).
Сильнейшей в группе исследователей на темы социологии стала ученица 10
класса Марина Слобожанина из Боровской школы N 1. Своей темой она
избрала пирсинг как явление молодёжной моды (руководитель Наталья
Гудкова). С законами домашней экономики шестиклассник Закир Хасанов из
Каскаринской школы N 2 стал в этой секции вторым (руководитель Флёра
Сайдимова). На третьем месте - Анастасия Куделина из 10 класса Успенской
школы с исследованием, посвящённым комендантскому часу и его роли в
общественной жизни (руководитель Светлана Дьяченко).
Лучшей в секции "История, краеведение" стала онохинская девятиклассница
Таня Субботина с исследованием "Фронтовые письма Горохова Михаила
Ивановича как отражение судьбы страны" (руководитель Ирина Субботина).
На втором месте Гульназ Муслимова из 8 класса Ембаевской школы,
изучавшая след рода Муслимовых в истории своего села (руководитель Галия
Багизова). Третье место у семиклассника Владимира Богославца из
Московской школы с работой "О чём молчит Зацева гора" (руководитель
Валентина Королькова).
В секции "Языкознание. Литературоведение. Культурология и этнология"
лучшей была признана работа новотарманской шестиклассницы Светы
Реутовой. Она представила интересные и убедительные доказательства по
теме "Особенности национального характера в сказках братьев Гримм"
(руководитель Марина Карпова). За изучение конструктивных особенностей
шляп и возможности их моделирования и трансформации в различные виды
одежды десятиклассница из Червишево Диана Архипова стала второй
(руководитель Анна Шкудова). На третьем месте Анжела Гадиева из шестого
класса Чикчинской школы с исследованием старинной и современной одежды
татар (руководитель Гузалия Муллачанова).
Сильнейшей в секции младших школьников стала ученица 4 класса Боровской
школы N 1 Маша Ташкинова. Её исследование посвящено окрестностям озера
Андреевского как излюбленного места боровчан (руководитель Любовь
Курзаева). На втором месте второклассница Лелия Бабаева из Каскаринской
школы N 2 со своей попыткой ответить на вопрос "Нужно ли верить в
приметы и поверья" (руководитель Марфуха Алеева). На третьем Поля
Панкратова из Винзилей.
Часть ребят получили поощрительные призы. Это значит, что темы,
выбранные ребятами, представляют большой интерес. Ещё немного усилий - и
они смогут рассчитывать уже на победу.
Специальные призы для участников конкурса учредила агрофирма "Каскара".
Заместитель директора по персоналу Нина Кобец вручила их ребятам, особое
внимание уделившим развитию сельскохозяйственных технологий. Среди их
обладателей девятиклассники из Чикчи Ринат Иванов и Данияр Бабаев
(руководитель Равиля Афлетунова) и восьмиклассница Чулпан Юсупова из
Муллашей (руководитель Насия Габдрахимова).
Обладателей побед и призов в новом учебном году ждут новые испытания.
Свои работы они представят на областной форум. Пожелаем им больших
успехов в преодолении новых высот.
Татьяна ЮРТИНА.