– С утра я рад, чего-то жду. Ура-ура! Я в цирк иду! – пел когда-то незабвенный Юрий Никулин. И современный тоболяк, вскарабкиваясь в промерзший утренний автобус, тоже становится «рад», когда видит лихую афишку о приезде очередного бродячего цирка.
Цирк как вид искусства-развлечения можно любить и не очень, но кое в чем отдавать должное ему все же приходится. И в первую очередь, разумеется, в рекламе – афишках, где наив так густо замешан на безвкусице, что просто не может не действовать на умы и сердца потенциальных зрителей.
Полагаю, что специфический жанр «афиша разъездного цирка» появился тотчас по изобретению в Европе книгопечатания. И, скорее всего, несмотря на все полиграфические новшества, изменился он с тех пор самую малость. Имеется в виду – идеология жанра, его эстетика и посыл.
Что мы видим сегодня на рекламных площадях нашего города? Очередной цирк. И, конечно же, ЕВРО… Неплохо продаются «Москва» и «Петербург», но «Евро», понятное дело, покруче будет.
Сама афиша залихватски пестрая, но это не мешает заметить того, что сверстана она дурными руками и отпечатана на убогом полиграфическом оборудовании. Ну да это ничего, главное, чтобы ЕВРО покрупнее было набито. Кстати, сами эти литеры на афише попирает когтистыми лапами какой-то павиан-павианыч, очевидно, символ скорого заката Европы под наплывом эмигрантов из Африки и Азии. А так все красиво и соблазнительно: и девица в блестках по всему телу (на картинке они напоминают крупные бородавки), и веселый клоун, похожий на поэта-декадента из стылого Петербурга образца 1917 года. Ну удавы там всякие, попугаи и прочие нехитрые развлечения провинции ради.
Но этого сиропного разноцветия устроителям гастролей показалось мало. И они просто-таки «добили» нас небольшой, на принтере отшлепанной листовочкой-дополнением. Кроме всего прочего, ЕВРО-циркус намерен поразить нас… Внимание!!! Шоу МОСКОВСКИХ ЛИЛИПУТОВ!
Вот всегда я знал, что не так мы живем, друзья-сограждане. Ведь в Москве-то! Да там даже и лилипут особый – московский!.. И срочно в цирк надо бежать – пропустишь зрелище такое и жизнь, почитай, зря прожил.
И напоследок, пока вы не убежали за билетами на лилипутов московских, две цитаты:
«Герцог снял залу суда, и мы пошли расклеивать афиши. Вот что на них было напечатано:
Возрождение Шекспира!!!
Изумительное зрелище!
Только один спектакль!
ЗНАМЕНИТЫЕ ТРАГИКИ
Дэвид Гаррик Младший из театра «Друри-Лейн» в Лондоне и Эдмунд Кин Старший из Королевского театра «Уайтчепел», Пудинг-лейн, Пиккадилли, Лондон, и из Королевских театров в Европе в своем непревзойденном шекспировском театре под названием
«Сцена на балконе» из «Ромео и Джульетты»!!!
Новые костюмы, новые декорации, новая постановка!
А также захватывающий, неподражаемый и повергающий в ужас поединок на мечах из «Ричарда III»!!!
А также (по просьбе публики) бессмертный монолог Гамлета!!!
В исполнении знаменитого КИНА!
Выдержавший 300
представлений в Париже!
Только один спектакль!
По случаю отъезда
на гастроли в Европу!
Вход – 25 центов; для детей и прислуги – 10 центов».
М. Твен «Приключения Гекльберри Финна».
А вот образчик русской афишной находчивости от литературного героя:
«Приехал Жрец
(Знаменитый бомбейский брамин-йог) сын Крепыша,
Любимец Рабиндраната Тагора Иоканаан Марусидзе
(Заслуженный артист союзных республик).
Номера по опыту Шерлока Холмса. Индийский факир. Курочка невидимка. Свечи с Атлантиды. Адская палатка. Пророк Самуил отвечает на вопросы публики. Материализация духов и раздача слонов.
Входные билеты от 50 к. до 2 р.»
И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок».
И со времен классиков ничего не изменилось. На цирковых афишах, по крайней мере.
Влад Набоков