Медиакарта
14:46 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Утомленные цирком

– С утра я рад, чего-то жду. Ура-ура! Я в цирк иду! – пел когда-то незабвенный Юрий Никулин. И современный тоболяк, вскарабкиваясь в промерзший утренний автобус, тоже становится «рад», когда видит лихую афишку о приезде очередного бродячего цирка.

Цирк как вид искусства-развлечения можно любить и не очень, но кое в чем отдавать должное ему все же приходится. И в первую очередь, разумеется, в рекламе – афишках, где наив так густо замешан на безвкусице, что просто не может не действовать на умы и сердца потенциальных зрителей.

Полагаю, что специфический жанр «афиша разъездного цирка» появился тотчас по изобретению в Европе книгопечатания. И, скорее всего, несмотря на все полиграфические новшества, изменился он с тех пор самую малость. Имеется в виду – идеология жанра, его эстетика и посыл. Что мы видим сегодня на рекламных площадях нашего города? Очередной цирк. И, конечно же, ЕВРО… Неплохо продаются «Москва» и «Петербург», но «Евро», понятное дело, покруче будет.

Сама афиша залихватски пестрая, но это не мешает заметить того, что сверстана она дурными руками и отпечатана на убогом полиграфическом оборудовании. Ну да это ничего, главное, чтобы ЕВРО покрупнее было набито. Кстати, сами эти литеры на афише попирает когтистыми лапами какой-то павиан-павианыч, очевидно, символ скорого заката Европы под наплывом эмигрантов из Африки и Азии. А так все красиво и соблазнительно: и девица в блестках по всему телу (на картинке они напоминают крупные бородавки), и веселый клоун, похожий на поэта-декадента из стылого Петербурга образца 1917 года. Ну удавы там всякие, попугаи и прочие нехитрые развлечения провинции ради.

Но этого сиропного разноцветия устроителям гастролей показалось мало. И они просто-таки «добили» нас небольшой, на принтере отшлепанной листовочкой-дополнением. Кроме всего прочего, ЕВРО-циркус намерен поразить нас… Внимание!!! Шоу МОСКОВСКИХ ЛИЛИПУТОВ!

Вот всегда я знал, что не так мы живем, друзья-сограждане. Ведь в Москве-то! Да там даже и лилипут особый – московский!.. И срочно в цирк надо бежать – пропустишь зрелище такое и жизнь, почитай, зря прожил.

И напоследок, пока вы не убежали за билетами на лилипутов московских, две цитаты: «Герцог снял залу суда, и мы пошли расклеивать афиши. Вот что на них было напечатано: Возрождение Шекспира!!! 

Изумительное зрелище!   Только один спектакль!

ЗНАМЕНИТЫЕ ТРАГИКИ 

Дэвид Гаррик Младший  из театра «Друри-Лейн» в Лондоне и Эдмунд Кин Старший из Королевского театра «Уайтчепел», Пудинг-лейн, Пиккадилли, Лондон, и из Королевских театров в Европе в своем непревзойденном шекспировском театре под названием  «Сцена на балконе»  из «Ромео и Джульетты»!!!

Новые костюмы, новые декорации, новая постановка!   А также  захватывающий, неподражаемый и повергающий в ужас поединок на мечах из  «Ричарда III»!!! 

А также  (по просьбе публики) бессмертный монолог Гамлета!!!  В исполнении знаменитого КИНА! Выдержавший 300 представлений в Париже!    Только один спектакль! По случаю отъезда на гастроли в Европу!  Вход – 25 центов; для детей и прислуги – 10 центов».

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна».

А вот образчик русской афишной находчивости от литературного героя:
«Приехал Жрец
(Знаменитый бомбейский брамин-йог) сын Крепыша, Любимец Рабиндраната Тагора Иоканаан Марусидзе (Заслуженный артист союзных республик).

Номера по опыту Шерлока Холмса. Индийский факир. Курочка невидимка. Свечи с Атлантиды. Адская палатка. Пророк Самуил отвечает на вопросы публики. Материализация духов и раздача слонов. Входные билеты от 50 к. до 2 р.»

И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок».

И со времен классиков ничего не изменилось. На цирковых афишах, по крайней мере.

Влад Набоков