Медиакарта
23:43 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Погуляем, полюбуемся!

Чинно да важно прогуливаясь по родному городу, жалеешь порой, что искусство фотографии стало общедоступным лишь в последние годы. А представьте – запечатлел бы кто приметы подлинного бытия коренного населения Сибирского, сохранил облики последовательно «заглянувших» за Урал воинов, проповедников и торговцев былых времён.

Теперь мы только гадаем да реконструируем ту стародавнюю жизнь, а что было бы, окажись Семён Ульянович фотографом, пусть и самоучкой? Или Петру бы Андреевичу в руки дать хоть плохонькую «мыльницу»? Да уж, как есть, так тому и быть. И идём мы по городу накануне Дня его рождения – слоны слоняем да фотографии фотографируем.

И всё окрест знакомо, всё (даже и неполадка какая) дорого, знакомо, узнаваемо… Всё по-тобольски, по-сибирски, по-нашенски. И пусть иной раз, на приезжий-то погляд, и неладно скроено бывает, да только мы знаем – сшито крепко.

Во-о-он внизу, в местности, что «подшлюзами» у местных зовётся, среди трав болотных лодочка притулилась. Травами по дну проросла – никогда уж вдаль не плыть. А всё не печально выглядит – жизнь продолжается, друзья-товарищи. Пусть и на берегу.

А выше, на мысу под стенами дворца губернаторов сибирских, детишки орудия древние на прочность испытывают. Сколько уж тех мальчиков да девочек на пушках тех перед объективом покрасовалась? Иные и состарились уже, а артиллерия городская всё на страже – в вечном карауле.

Гуляют люди по площади. Кто в обнимку, кто так – по-товарищески, кто и совсем врозь. А неплохо сюда и одному придти. На скамью присесть, подумать (у кого дума под куполом работает), а и просто – вкруг поглазеть. Что там «питерские» – к ступеням Эрмитажа да всё больше в сумерки, а мы вот днём белым, да на площадь Красную. Славное место… Доброе… Свободное.

А дальше пройдёшься да мудрость народную припомнишь, про то, от чего наряду с сумой нищенской лучше бы не зарекаться. Многообразен мой город и многоопытен. Вон как над милым да скудным уютом Банного ложка белеют стены тюремные.

И Фёдор-то Михайлович, что всему миру просвещённому сочинительством умственным известен, в Тобольске с оковами рядышком на скамью усажен (хоть: он же памятник). Евангелие рядом, да все едино – каторжная спина у Достоевского по-нашенски.

И только детям не до раздумий. Им, детишкам-то, и не надобно про дела наши скорбные ведать. Пусть себе по Киту Чудо-Юдо лазят-карабкаются, с фонтанами играют да на солнце щурятся. Это их город, это – наш Тобольск.

Фоторепортаж – Юрий Попов Лясы – Дмитрий Карасиер