Третья и окончательная версия законопроекта «Об образовании» будет внесена в Госдуму в сентябре 2011 года
В мае прошлого года Президентом РФ Дмит-рием Медведевым был подписан Федеральный закон № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно закону, помимо прочего, государственные и муниципальные учреждения должны перейти в статус автономных. Другими словами, они будут иметь право оказывать платные услуги населению.
Предполагается, что средние школы будут финансироваться не только бюджетами, но и «за счёт средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг». Школы получат право «оказывать платные образовательные и иные предусмотренные уставом услуги» и привлекать средства «за счёт добровольных пожертвований и целевых взносов». Статья 104 позволит педагогам заниматься репетиторством, но не с учениками своей школы.
Закон вступил в силу с 1 января 2011 года, но до июля 2012 предусмотрен переходный период. С момента опубликования проекта у него появились как сторонники, так и противники.
Для того, чтобы выяснить, как он реализуется в Тобольске, разобраться, что правда, а где – вымысел, ТРВК «Тобольск» провела круглый стол в рамках проекта из цикла «Думай о городе». Участниками заседания стали Сергей Викторович Слинкин, ректор Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Менделеева, Татьяна Ивановна Тулякова, директор Тобольского медицинского колледжа им. Солдатова, Яна Степановна Зубова, председатель комитета по образованию администрации Тобольска, и Татьяна Евгеньевна Селезнёва, член родительского комитета гимназии им. Лицмана.
В ходе обсуждения приглашённые гости отметили плюсы и минусы закона, постарались ответить на волнующие население вопросы.
По словам Яны Зубовой, в образовательной системе Тобольска изменения начались не с января 2011 года, когда закон вступил в силу, а гораздо раньше. Это связано с тем, что в городе и прежде существовали автономные учреждения, в частности детские сады, а также некоторые школы. «Учреждения среднего и начального профессионального образования также давно работают в условиях автономии», – дополнила Татьяна Тулякова. Помимо платного обучения для них предусмотрено государственное финансирование в виде субсидий на бюджетное обучение студентов. Сергей Слинкин отметил, что если и будет сокращено количество бюджетных мест в вузах, то лишь потому, что сейчас в школах мало выпускников из-за так называемой «демографической ямы», образовавшейся в начале 90-х годов.
В целом согласно Конституции РФ граждане нашей страны имеют право на получение бесплатного образования на всех уровнях, начиная с детских садов и заканчивая вузами, на конкурсной основе. «Конституцию никто не изменял, а значит, бюджетное финансирование все образовательные учреждения получат в том объёме, который им определён», – резюмировала Яна Степановна.
Из плюсов законопроекта отметили переход на многоуровневую систему образования. В университетах введены ступени обучения: бакалавриат и магистратура. «Став бакалавром, можно пойти поработать. Затем, если есть такая необходимость, можно продолжить своё образование в магистратуре, при этом несколько поменяв профиль учебной подготовки», – пояснил Сергей Викторович. По его словам, благодаря этой системе в вузах возрастёт академическая мобильность, то есть студент легко сможет переходить из одного учебного заведения в другое. К примеру, став бакалавром в Тобольске, можно закончить магистратуру в Тюмени, Москве, Сорбонне и даже в Кембридже.
Татьяна Тулякова подчеркнула, что в новом законопроекте оставили пункт об отмене начального профессионального образования (ПТУ, профлицеи), однако это не означает, что в городе прекратится подготовка рабочих специальностей. Студенты, поступившие в среднее профессиональное учреждение, в первый год обучения будут получать знания по рабочей профессии. «Другими словами, студент может прекратить своё обучение на начальном этапе в силу различных причин и не уйти в «никуда», а поступить на работу по полученной специальности», – заключила Татьяна Селезнёва. Кроме того, закон предусматривает процедуру практического обучения в государственных лечебных учреждениях на безвозмездной основе, что также является безусловным плюсом в развитии современного образования.
Яна Зубова отметила, что детские сады станут начальным уровнем системы образования. Когда закон вступит в силу, для детсадов будут разработаны свои образовательные стандарты – тем самым будет централизирована программа подготовки дошколят.
В целом было отмечено, что законопроект нацелен на достижение высокого качества образования в нашей стране.
Юлия Шаймуратова