Что нам осталось от войны? От войны, которая отгремела 65 лет назад? Фотографии и пожелтевшие от времени письма наших родных, погибших в те страшные годы.
Каждый год 9 Мая, в день празднования Великой Победы, мы вместе с ветеранами приходим к Вечному огню, чтобы возложить цветы и почтить память героев минутой молчания.
Мне бы хотелось рассказать о человеке, память о котором священна в нашей семье, чьи письма и фотографии бережно хранятся как великая святыня и передаются из поколения в поколение.
Брат моей бабушки, Василий Трифонович Зубов, родился в далеком 1923 году в деревне Бардиной Тобольского района в семье крестьян Трифона Алексеевича и Марфы Евдокимовны. Долгожданный первенец – голубоглазый, озорной, светловолосый паренек стал надеждой и опорой семьи. Хорошо учился, уважал старших, помогал во всем родителям и был примером не только для своих брата Ивана и сестричек Ульяны, девчонок-близнецов Анастасии и Екатерины, но и для товарищей-односельчан.
Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны, земляка Александ-ра Вахрушева: «Мы вместе учились в Абалакской средней школе. Для меня Василий – пример храброго, грамотного и трудолюбивого товарища». (Газета «Тобольская правда», март 1988 г.).
После окончания восьми классов Абалакской средней школы в августе 1941 года Василий Зубов вместе со своими одноклассниками Колей Бобковым, Гришей Кошкаровым, Колей Колгановым подали заявление в Тобольский военкомат.
23 августа 1941 года распрощались молодые добровольцы на пристани со своими родными и близкими.
Моя прабабушка, мама Василия, долго бежала по высокой горе вдоль Иртыша и махала белым платочком вослед уходящему пароходу, увозившему ее сына, как оказалось, навсегда...
После краткосрочного обучения в Кемеровском авиационном училище, Иркутской авиационно-технической школе, пехотном училище в городе Сретенске Читинской области Василий был направлен в действующую армию на Северо-Западный фронт.
Молодого парня назначили командиром стрелкового взвода 60-го Гвардейского стрелкового полка 20-ой Гвардейской стрелковой дивизии...
В письмах моего деда перемежаются боль и забота о семье с описанием военной службы…
6 октября 1941 года: «Дорогие мама и тятя, брат Ваня, сестры Уля, Катя и Настя, бабушка! Получил от вас первое письмо, которому очень рад. Особенно растревожил меня тятя, так плачет обо мне... Я беспокоился о маме. Когда она осталась на пристани...»
Ноябрь 1941 года: «Дорогой братец Ваня! Советую тебе учиться только на «отлично» и бороться не за отметки, а за прочные знания. В школе ты закладываешь как бы фундамент своего будущего. Рад сообщить, что только что я выполнил первый самостоятельный полет на боевом самолете, делал перевороты через крыло, «мертвую петлю». Надеюсь так освоить машину, чтобы, встретясь с врагом, не сомневаться в своих силах...»
В письме от 2 ноября 1942 года из Старой Руссы Василий сообщил о том, что едет ближе к фронту. На пути встречались и разговаривали с местными жителями, которые рассказывали о страшных преступлениях немцев против мирного населения.
«По вине этих негодяев рушатся жизни миллионов людей... По воле их, варваров, прервались мечты молодого поколения. Так надо понимать и ненавидеть врага. Современная война – великое бедствие...»
В последнем письме от 8 ноября 1942 года из полевой части под Старой Руссой Василий просил не переживать за него, а маме не плакать. Писал, что настроение боевое, уверенное. Это письмо оказалось последним в двадцатилетней жизни Василия Зубова...
В июне 1943 года пришло извещение: «Командир стрелкового взвода 60-го Гвардейского полка 20-ой Гвардейской стрелковой дивизии лейтенант Зубов Василий Трифонович, находясь на фронте, пропал без вести в апреле 1943 года».
Много лет подряд мои родные делали запросы, надеясь хоть что-то узнать о судьбе Василия Трифоновича.
Из ответа Центрального архива Министерства обороны СССР:
«Зубов Василий Трифонович был ранен в жестоком бою за населенные пункты Аристово и Малое Кропотово Сычёвского района Смоленской области и был переправлен в госпиталь, дальнейшая судьба его неизвестна...»
По просьбе Ивана Трифоновича на месте боев побывал человек, который выслушал рассказы очевидцев о тех жестоких боях в декабре-марте 1942-1943 годов. Там многие пропали без вести, погибших было не менее 20 тысяч. 12-14-летние подростки убирали тела погибших, но извлекали документы далеко не у всех, так как это было невозможно. До сих пор это огромное поле (место прорыва обороны) называют Долиной смерти и Долиной славы.
Вот что написано на памятнике, установленном в деревне Аристово: «Здесь похоронены солдаты, сержанты и офицеры, павшие в боях за Родину в 1942-1943 годах при форсировании реки Вазузы... ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ!»
Летом 2009 года в долине смерти работали 30 поисковых отрядов, поиск вели почти 500 человек, в том числе и школьники Тобольска. За лето разыскали 780 погибших бойцов, останки которых захоронили в братских безымянных могилах. Трудно передать состояние парней и девчат, участвующих в таком важном деле...
К сожалению, о моем деде пока ничего не удалось узнать, нет на памятнике его фамилии в списке освободителей. Но зато имя Василия Трифоновича Зубова увековечено на огромном памятнике в городе Москве на Поклонной горе...
У каждой семьи своя собственная история. Наша тесно переплетается с историей всей страны. Имя Василия Трифоновича Зубова живет и будет жить в наших сердцах.
Ольга Сабаева,
9 «а» класс, школа № 16,
Кирилл Арсланов (фото)