Коротко об авторе
Виктор Дмитриевич Станкевич
Родился 22 января 1939 года, образование - высшее; специальность - архитетор. Член Союза архитекторов СССР, России, Союза художников России, Союза дизайнеров России (2006 г.), кандидат архитектуры, доцент, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук. Заслуженный архитектор России, профессор архитектуры, Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Награжден медалью Союза архитекторов России "За высокое зодческое мастерство" (1994 г.)
«… если муха, увы, попалась в сети, паук начинает переговоры, диктуя свои условия»
Теодор Драйзер
Были времена, когда творцы – учёные, писатели, поэты, скульпторы, зодчие - считали, что присваивать себе авторские права – безнравственно, ибо любой автор – лишь орудие в руках Всевышнего; по мере своих слабых сил авторы являются только проводником божественной воли. Но и в средние века короли даровали авторам привилегии (в нынешней терминологии – авторские права).
Наделение автора правами на своё произведение в законодательном порядке впервые произошло 10 апреля 1710 года, когда Британский парламент принял «Статут королевы Анны», вводящий авторское право. В России зодчие получили право пользоваться «художественной собственно-стью, издавать и размножать оригинальное своё произведение всеми возможными способами, тому или иному искусству свойственными» в 1846 году
Современная Россия в 1995 году присоединилась к Бернской конвенции 1886 г. (в редакции Парижского акта 1979 г.) и Всемирной конвенции 1971 г. Акт присоединения существенно активизировал защиту прав иностранных авторов в России и российских за рубежом. Но российский владелец архитектурного объекта, особенно в провинции, не может смириться с правами соотечественника-архитектора, считая себя безраздельным обладателем и распорядителем не только материального объекта, но и его архитектурной составляющей, являющейся интеллектуальной собственностью автора.
Пренебрежение авторскими правами на Руси считается доблестью, в основе которой лежит вульгарный меркантильный расчёт. Сегодня архитектора в Тюмени нанимают, как правило, только для получения первой эффектной, забойной картинки (именно картинки, но не проекта) за копеечные деньги. Манипулируя этими картинками перед несведущими в архитектуре лицами, заказчик получает землю под строительство, согласовывает свои желания с руководством и собирает деньги на задуманное чудо. Как говорится, ловкость рук. Дальнейшая разработка проекта осуществляется иными лицами под зорким надзором продюсера (дивелопера), заказчика и инвестора, которые определяют этажность, детали, стиль - в меру своего понимания. Конструктор сочиняет самую выгодную конструктивную этажерку, логист упаковывает функцию, нарезая пространство здания, дизайнер создаёт «дизайн фасадов». «Облегчённая» архитектура – как поприще – влечёт кого не лень. Ею занимаются проектировщики, строители, заказчики, инвесторы и их жёны. В список главных врагов архитектуры входят пожары, бомбы, землетрясения, цунами..., ремесленники и дилетанты, причём последние несравненно опасней, ибо ими движет не случай, не стихия, но заточенный против зодчества разум.
Архитектор берётся за работу тогда, когда он согласен с условиями заказчика (с проектной программой, гонораром, сроком исполнения) и чувствует в себе способность справиться с поставленной задачей. Контракт и цена контракта подразумевает передачу заказчику права использовать архитектурный проект один раз без изменений. Имущественное право повторного или многократного применения, а также изменения проекта остаётся у автора. Этим правом он может пользоваться, и даже не один раз.
Стоимость любого архитектурного объекта образуется из стоимости материалов, механизмов, которые участвуют в строительстве, ин-женерных сетей, трудовых ресурсов, транспортных расходов, инженерных изысканий на объекте – и СТОИМОСТИ ПРОЕКТА, по которому возводится здание. Проект появляется вначале, всё остальное – результат его реализации. Цена архитектурного проекта составляет 15 % от суммарной стоимости всех стадий проектных работ (или около 1 % от стоимости всех строительно-монтажных на объекте), а стоимость архитектурного раздела в последующих стадиях проекта – около их четверти. Итоговая часть архитектуры в стоимости проект следовательно составляет одну треть. А архитектурная составляющая в цене возведённого объекта занимает около 2 процентов от стоимости строительно-монтажных работ. И это стоимость только разработки проекта, без переработки и изменений.
Это немалые средства. И сэкономить на архитектуре - значит существенно уменьшить бюджет стройки. За кирпич недоплатить не удаётся, и у многих в Тюмени возникает соблазн сократить свои затраты за счёт архитектора. Не снижая конечной цены за объект, естественно, в которую входит и цена архитектуры. Другими словами, переложить часть причитающегося автору гонорара в свой карман.
Каждый автор защищает свои права как может – даже топором: лет тридцать - тридцать пять назад тюменский архитектор Зайнашев М.З. (безвременно ушедший от нас тому как двадцать с лишним лет), осуществляя авторский надзор на одном из административных зданий на улице Республики, добивался определённого рисунка импортной кафельной плитки (великая редкость и ценность в те времена). Подрядчики-строители (или заказчик? – не помню) строили по своему разумению, и, чтобы добиться своего, Малех Закиевич приходил на стройку ночью с топором и крушил всё сделанное за день. Скандал вышел изрядный, но автор добился справед-ливости – хоть и незаконными средствами.
Вообще пренебрежение чужими правами на Руси, как мне кажется, коренится в тради-ционном неуважении чужой собственности. Западное отношение к собственности как священ-ному незыблемому институту порождает уважение к правам собственников – хоть материаль-ных ценностей - земли, особняков, хоть эфемерных идей: интеллектуальной собственности авторов - скульпторов, учёных, архитекторов, программистов и других. Обязательства, возникающие из-за стремления России к присоединению к Всемирной Конвенции об авторском праве, вынудили законодателей принять серию законов. В том числе - Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. (в 2006 г. заменённого четвёртой частью Гражданского Кодекса РФ) и Закон РФ « Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. Но принятие законов не гарантирует моментального признания обществом прав создателя произведения архитектуры. Нужно время для осознания новых для России ценностей и кропотливое, упорное культурное просвещение общества.
А пока … Я не знаю ни одного практикующего тюменского архитектора, кто не сталкивался бы с нарушением своих авторских прав. Да вот, посудите сами.
В конце прошлого века архитектор Сахабутдинов Р.Б. запроектировал и реализовал по своему проекту здание Управления магистральных газопроводов на углу улиц Ямской и Затюменской. Можно много рассуждать о достоинствах и недостатках этого проекта, но для защиты имени автора, его достоинства, имущественных потерь и компенсации это не имеет ровно ни-какого значения. Права принадлежат автору вне зависимости от достоинств или недостатков и назначения его произведения (ст. 1259.1, Гражданский кодекс, четвёртая часть).
В начале уже этого века здание решили реконструировать и обратились к автору для разработки проекта. Р.Сахабутдинов письменно отказался делать это сам ввиду большой загруженности, но разрешил выполнить проект самостоятельно, с обязатель-ным последующим согласованием с ним. Через два-три года объект начали перестраивать, не известив и не испросив разрешения у автора проекта на изменение ар-хитектурного произведения. Очевидно, собственник здания или по незнанию или по злому умыслу посчитал, что в давно построенном объекте все обязательства перед автором выполнены и владелец имеет полное право делать с объектом что захочет. Однако это не так. Да, после ввода объекта в эксплуатацию архитектура здания становится открыто доступной и общественно обиходной, но без потери авторских прав. Никак не укладывается в голове: зачем надо было менять архитектуру известного тюменского зодчего - на чужеродную Тюмени. Добротно, тщательно, профессионально и скрупулезно сработанную, уже привычно ставшую частью го-родского пространства (из естественных материалов), - на холодную крашеную жестянку с пустопорожними вздутыми имплантатами-«карнизами». Представляете, как бы выглядела Спасская церковь или коммерческое училище, если бы тюменские преобразователи захотели и могли их реконструировать!
Авторские права принадлежат автору на протяжении всей его жизни и 70 лет после его смерти - его наследникам (ст. 1281.1, там же). Теперь, когда автор захотел восстановить спра-ведливость, его просят доказать, что именно он является автором проекта. Слава Богу, что Равиль Бакирович нашёл случайно в своем гараже эскиз этого проекта пятнадцатилетней давно-сти. А как доказать своё авторство, если бы этого не случилось? Казалось бы, справедливое требование, но поглядите: сколько подводных течений и камней в фарватере доказательств собственного авторства! Посмотрел бы я на художника или скульптора, который должен доказать, что именно он является автором картины или памятника.
По Гражданскому кодексу: «Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей». А суды при доказательстве авторских прав не всегда удовлетворяются предъявлением авторских эскизов, эскизных и архитектурных проектов (сам автор и его наследники должны для этого хранить на всякий случай первые эскизы реализованного произведения архитектуры в общей сложности более 100 лет!). Для них недостаточно свидетельства творческого Союза Архитекто-ров, который является естественным поручителем и защитником автора (ст. 15.2 закона «Об архитектурной деятельности в РФ»). Откликаясь на ходатайство нарушителей авторских прав, суды требуют доказательств того, что объект построен именно по этому эскизу или проекту.
С этого момента начинается недоказуемая квадратура круга. Постройки не возводятся по эскизным или архитектурным проектам. И суд, следовательно, просит предъявить именно рабочий проект. Беда в том, что этот проект может разрабатываться и без участия автора (но это не значит, что у проекта появляется новый). Некие разночтения рабочего проекта с архитектурным обычны и даже неизбежны (из-за детализации и согласования разных разделов проекта; если изменения не санкционированы автором, это значит, что уже в проекте начинается контрафакт). Хорошо, если рабочий проект подписан автором, но если нет - доказать этим путём авторство невозможно. Да и хранителем такого проекта является не автор.
Я достоверно знаю о случаях, когда ответчики нарушения авторских прав отказывались представить рабочую документацию, ссылаясь на пожар, воровство и наводнение. Но если автору всё-таки повезёт и проектная организация до сих пор функционирует, включается иное антиавторское обстоятельство: через 25 лет после разработки документация уничтожается на законном основании. Это ещё при жизни автора. А что говорить о семидесяти годах после его смерти? Практически сейчас у нас авторство в архитектуре НЕДОКАЗУЕМО. Мне, например, не светит удостоверение моего авторства десятков объектов, разработанных тридцать, сорок и пятьдесят лет назад. А что говорить о моих внуках, которые унаследуют мои авторские права?
Может быть, законодателям стоит определить, что для подтверждения авторства в архи-тектуре достаточно свидетельства современников-профессионалов (творческого объединения), которые в своём цехе лучше всех знают, что делается внутри профессионального клана и кто, с кем, когда и как разрабатывал проект, по которому возведено здание. Доказать авторство про-фессионалам не менее сложно, но более достоверно и в то же время естественней по определению. Кстати, повысится и роль творческого объединения в деле защиты прав архитекторов.
Или ввести институт бессрочного (государственного? ведомственного? общественного?) депонирования архитектурных проектов. До того, как этим озаботится Государственная Дума, это можно устроить и в отдельно взятом субъекте федерации - на основании действующего законодательства.
Еще 1 января 1864 года в России утверждено положение об авторских правах Жипописца, Скульптора, Архитектора, Медальера и других отраслей изящных искусств, которое рекомендовало "В отвращение подлогов и процессов предъявить и записать" свое произведение у маклера или в Уездном суде, взять соответсвующую выписку и послать ее в Академию художеств для опубликования".
Окончание следует в № 10 (107) 2011 г.