Медиакарта
15:14 | 26 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Право и бесправие тюменских архитекторов

Право и бесправие тюменских архитекторов
11:49 | 26 октября 2011

Окончание. Начало в предыдущем номере.


Коротко об авторе

Виктор Дмитриевич Станкевич

Родился 22 января 1939 года, образование - высшее; специальность - архитетор. Член Союза архитекторов СССР, России, Союза художников России, Союза дизайнеров России (2006 г.), кандидат архитектуры, доцент, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук. Заслуженный архитектор России, профессор архитектуры, Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Награжден медалью Союза архитекторов России "За высокое зодческое мастерство" (1994 г.)


«Aditum nocendi perfido praestat fides»

Доверие, оказываемое вероломному, даёт ему воз-можность вредить

Сенека Луций Анней (Младший)

Идеи стоят дорого и принадлежат автору. Постройка стоит столько, сколько стоит плюс стоимость идеи, и принадлежит инвестору. Верх наивности - полагать, что заказчик, заплатив за идею, получил право ею распоряжаться.

Ему принадлежит только бумага, на которой изложена эта идея, и только кирпичи, из которого сложено здание. «Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности …» (ст. 1227.1, Гражданский ко-декс, четвёртая часть).

Авторское право защищает интеллектуальную собственность (по современным формулировкам - результаты интеллектуальной деятельности) автора. Это трудно себе представить, но призрачные, бестелесные идеи принадлежат тем, кто их сформулировал и высказал в осязаемой форме. В архитектуре они закреплены в архитектурном проекте, где даны скоординированные между собой и общей философией проекта объективные функциональные, планировочные, конструктивные, эстетические решения. Этот комплекс пользы, прочности и красоты, по Витрувию, и есть архитектура. Она состоит из иррациональных идей, осязаемых пространств, естественных камня и дерева, неестественных стекла, металла и бетона, сплавленных невообразимым образом в непостижимое целое. Архитектуру не может родить никто, кроме архитектора.

Автор картины только художник, а не изготовитель красок или холста и даже не натурщик. Автор изваяния – скульптор, а не форматор, не металлург, отливающий статую, не директор худфонда, где работает скульптор, и не заказчик; авторы кинофильма - только режиссёр, автор сценария и оператор, но не актёр, лицо которого красуется на рекламе и который может стать лауреатом любых премий, кроме авторских. Автором архитектуры является только архитектор. Не конструктор, не сантехник или экономист, без которых не может обойтись архитектура. Они могут стать авторами своих разделов – конструкций, технических, инженерных, но не архитектуры. «Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ» [ст. 1228.1, там же]

Общественную опасность нарушения авторских прав можно условно оценить размером компенсации автору за нарушение его прав. Этот размер составляет от 10 тысяч до 5 миллионов рублей [ст. 1301, Гражданский кодекс, четвертая часть]. Сравните с размером штрафа за общественно опасное нарушение требований охраны объектов культурного наследия: для физических лиц от 1000 до 1500 руб.; для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей [ст. 3.12, Кодекс Тюменской области об административной ответственности].

Изначально, начиная разрабатывать объект, автор не может себе позволить нарушать нормы, правила и законы в области градостроительства. Иначе заказчик не сможет получить разрешение на строительство, а архитектор – контрактную стоимость проекта. Нарушение градостроительных ограничений происходит, как правило, после начала строительства, когда кон-троль без экспертизы, стройка без авторского надзора, и не сразу можно обнаружить нарушение. Да и заставить разобрать построенное несравненно сложней, чем предотвратить нарушение на бумаге. Поэтому автор первоначального проекта сталкивается с нарушением своих авторских прав одновременно с нарушением градостроительных установлений. Нарушения, как правило, не ходят в одиночку.

Иллюстрацией служат небезызвестные жилые комплексы ООО «ПСК «Континент» по ул Ленина-Кирова и Герцена-Челюскинцев. Здесь нарушение зон охраны памятников культуры идёт рука об руку с нарушением авторских прав двух тюменских архитекторов: О. и В. Панфиловых, проект которых чудовищно извращён.

Принятый к реализации проект – не прайс-лист, из которого можно выбирать то или иное, а что-то - опустить. Архитектурный проект – первичный результат творческой деятельности, в котором в идеальной проектной форме определены все основные решения и объёмно-пространственные характеристики будущего объекта. Он является основой создания архитектурного объекта, и только автор может сам что-то изменить в проекте, заново скоординировав его в новой сущности.

Реализация по-тюменски характеризуется тем, что каждый причастный к стройке подступает к сбалансированному проекту со своим собственным фильтром и идеями. Сухой остаток процесса возведения оказывается похож на картину слона-живописца из басни С.Михалкова, который, удовлетворяя замечания всех критиков, нарисовал для каждого то, что тот хотел увидеть, но … «Взглянули гости на пейзаж и прошептали: «Ералаш!».

Неимущественные права тюменских архитекторов, в том числе право на имя, нарушаются пόходя. «Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен» (ст. 1228.2, Гражданский кодекс (четвёртая часть). Изображения архитектурного объекта без согласия автора строго регламентируется законом, а на коробках конфет, на этикетках бутылок минеральной воды, на почтовых или сувенирных открытках, на информационных щитах новостроек - прямое нарушение ст. 1276 (там же).

Кто-то с попранием прав мирится, кто-то - нет; кто-то не обращает на это внимания, кто-то получает компенсацию, но я ни разу не видел в Тюмени возврата к положению до нарушения авторского права. Это похоже на невозврат украденной вещи владельцу после уплаты штрафа за нарушение прав собственности. В конечном итоге автор всегда оказывается в проигрыше, даже когда ему компенсировали контрафакт. Потому что его согласие на компенсацию – принудительное, данное после свершённых нарушений.

Вдвойне безнравственно нарушать права тех, кто уже не может сам себя защитить. Личность Валерия Анисимова, первого в городе архитектора-лауреата премии СМ СССР за проектирование и строительство Дома техники нефтяников, главного архитектора Тюмени 1978-87 гг. и прекрасного человека, широко известна не только в профессиональных кругах. Благодаря авторской работе Валерия Владиславовича Тюмень получила архитектурный объект, отмеченный высокой государственной премией.

И вот тридцать лет спустя принимается решение о реконструкции объекта, и начинается обычная рутина, хотя Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» № 169-ФЗ (ст. 21.3) предусматривает особый порядок изменений архитектурных объектов, удостоенных государственных и иных премий в области архитектуры. Они - продукт своего времени и являются его представителями в современности.

Закон определяет, что особый порядок устанавливает уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по координации деятельности в области архитектуры и градостроительства. Однако за 15 лет действия Закона такой порядок не был установле, и даже неизвестно, какой орган уполномочен это сделать. То ли Госстрой, то ли Минкультуры, то ли Академия архитектуры и строительных наук или даже орган архитектуры и градостроительства субъекта федерации. По свидетельству системы ГАРАНТ ЭКСПЕРТ 2010 г, правовые основания для изменения архитектурных объектов, удостоенных государственных и иных премий в области архитектуры, отсутствуют.

Субъект федерации мог бы при желании подтолкнуть процесс, выступив инициатором установления неопределённых правовых отношений, или даже установить свой региональный порядок до вступления в силу федерального – в рамках действующего законодательства. Но за пять лет работы с объектом этого не случилось. Хотели как лучше …

Нынешние вершители тюменской архитектуры овладевают архитектурным наследством как герои, взявшие город на шпагу, и которым теперь принадлежит всё. Как будто до них и не было архитекторов, авторские права которых перешли к победителям как трофей или контрибуция побеждённого. Иначе АПЗ №26 от 10.04.2008 г. обязало бы проектировщиков сохранить архитектурный образ отмеченного премией СМ СССР здания - лицо времени. Не предписывало бы в обычных формулировках для наружной отделки «применить современные высококачественные отделочные и облицовочные материалы» - здание ведь строилось не современными методами. ALUCOBOND - современный композитный материал, но он чужд объекту другой эпохи, как гарнитура мобильника и СМС чужды образу Евгения Онегина. Согласованный фасад изменил строй, масштаб, образ, без преувеличения, памятника, являющегося значительным вкладом в культуру Российской Федерации. Отличный урок антипатриотического взращивания художественной элиты.

Авторы, их наследники, генпроектировщик со своим архивом и специалистами оказались ни при чем. Генпроектировщик и генподрядчик реконструкции в одном флаконе ООО «Неймар инжиниринг» оказался из Черногории, субпроектировщики (непосредственные исполнители) - из Тюмени, С-Петербурга и Москвы, но среди них нет организации, которая разрабатывала проект тридцать пять лет назад и представляла свой авторский коллектив к лауреатскому званию.

Конечно, защита авторских прав – удел самих авторов. Для тюменских архитекторов – слишком тяжкий, часто нереализуемый. Но в тылу у них есть ещё органы исполнительной власти, а также творческие Союзы архитекторов, которые в пределах своей компетенции могут участвовать в защите их авторских прав (ст. 15.2 Закона «Об архитектурной деятельности в РФ»). И если тюменские нарушения уже достигли уровня нигилистического беспредела, то равновесия в сфере этой интеллектуальной деятельности можно достичь только с участием этих естественных союзников автора. Может быть, для этого понадобится принять закон субъекта федерации «О регулировании архитектурной деятельности в Тюменской области». Ведь действует же с 2005 года региональный закон «О регулировании градостроительной деятельности в Тюменской области» (адаптация Российского Градостроительного кодекса), который регулирует всё, кроме архитектуры и архитектурной деятельности.

Если положение с защитой авторских прав в архитектуре Тюмени не изменится, архитекторы как популяция вынуждены будут следовать Ч.Дарвину: «Выживают не самые сильные или самые умные, а те, кто лучше приспосабливается». Самые сильные и самые умные из Тю-мени исчезнут, останутся приспособленцы, которые научатся не только помогать инвесторам нарушать чужие права, но и почувствуют вкус к предательству коллег из своего творческого племени.

Автор: Виктор Станкевич