Вышла в свет новая книга Владлена Щербинина-Борского
Как всё изменчиво,
непостоянно.
Средь туч плывёт
холодная луна.
Река мерцает
отблеском стеклянным.
Чуть слышно дышит
воздуха струна…
Каков он – внутренний мир человека, слагающего стихи? Кем ощущает он себя в мире внешнем? Что есть для него мир вообще? Вопросы… Вопросы… Вопросы.
Во сне дома
в полночном одеяньи.
Спят лес, дорога,
влажные поля.
Спит дух сует
в тревожном ожиданьи;
Объята сном
усталая земля.
Всё спит. Не спится только поэтам. Считается, что по ночам не спят ещё влюблённые и воры, но речь сегодня не о них. Поэты не спят, дожидаясь утра. Не спят в предвкушении новых ощущений.
Но солнышко зардеет
ясным оком.
По водной глади
блики побегут.
Откроется лазурь небес
широко.
И птицы трели
в песни заплетут.
Поэты – птицы. Вроде и нет от них для мироустройства большой пользы, но вот взлети поэтья стая разом да откочуй куда-нибудь в миры хрустального благоденствия. Враз станет скучно в нашем практичном мире. Уйдёт-растает тогда нотка лёгкого безумия, и воздух станет затхлым, а закаты потускнеют (ведь всякий поэт любит закаты, а они его).
Но этого не произойдёт никогда. Они для того и приходят в наш прагматичный мир. Приходят, чтобы, не прилагая видимых усилий, делать его гармоничным.
В домах забьётся
бойкое движенье.
Дорога, лес и поле оживут.
Творцов, романтиков
дела и вдохновенье
Куда-то вдаль
неслышно позовут.
Куда-то вдаль.
Примечательно и то, что даль эта у каждого стихотворца своя, одному ему ведомая. Сегодняшний герой литературной страницы «Конёк-Горбунок» Владлен Щербинин-Борский – человек вроде бы и оседлый, и семейный, и постоянный, но в творческих поисках своих неуклонно уходящий в некие иные просторы, неутомимо постигающий пространства и времена, зовущий за собой своего читателя.
Он родился и вырос в суровое время и в суровом месте. 1940 год. Туруханский район Красноярского края… Что здесь комментировать – кто помнит, тот поймёт, кто побывал, тот не забудет. Стихи начал писать в пятнадцатилетнем возрасте. По собственному признанию автора, «они были абсолютно слабы, но это были мои стихи». А ещё Владлен Щербинин говорит: «Я с ними учился». Так и есть – и жизнь учила-образовывала его как человека и стихотворца, и филологический факультет пединститута окончил он (в довольно-таки зрелом, отметим, возрасте).
Чему научился? Об этом судить вам, уважаемый читатель.
Пожелтела, поникла
пушистая ёлка
На зелёном ковре
в палисаде моём.
Опадают с ветвей
золотые иголки,
Обрамляя траву
бледно-жёлтым огнём.
А вокруг гонец Время
в волне перепадов
К обновленью себя
торопливо бежит.
Я вот также теряю
в пути свою радость,
Что хранится на дне
моей грустной души.
Увяданья набат мне
с порога стучится,
Разливаясь торжественно
там, в вышине.
Час придёт, и душа моя
вольною птицей
Полетит, оглашая живых
в тишине.
Но сегодня люблю я, смеюсь
и страдаю.
Другу рядом со мною
безудержно рад.
Чем, надеясь, живу
и горжусь, обладая,
Оставляю на всходы
в родной палисад.
С 1989 года родной палисад Владлена Ивановича находится в Тобольске. Ещё из автобио-графии: «Именно здесь я смог написать свои любимые стихи и перешёл к более крупным формам». Заметьте – автор не говорит «свои лучшие стихи», но нежно произносит: «свои любимые». А что касается «более крупных форм»…
В последние годы автор написал (и, что немаловажно, издал) две книги. Два небольших томика в мягких обложках, оформленных в тревожно-красных тонах. Составляющими их являются стихи разных лет, басни, поучительный рассказ «Человек-змея» и произведения, которые Владлен Щербинин-Борский считает главными в своей жизни.
Это поэма-роман (определение автора) «Глас Феникса» и образное её продолжение «Клич Феникса». «Клич» включён в сборник «Всполох» – новую, только-только вышедшую из типографии книгу поэта-размыслителя.
Прямо в дебюте своего «фантасмагорического романа в жанре фэнтези» автор честно предупреждает читателя: «Не мир пришёл Я принести, но меч…» – новозаветная цитата сия служит эпиграфом к первой главе. Пробуешь читать, первовзглядно, как мы нынче привыкли, ознакомительно, поверхностно, и тотчас понимаешь – не мир…
Откладываешь книгу в сторону до лучшего часа. По пришествию его делаешь второй «вдох»… И вновь – не мир.
Отчего это происходит? Почему никак не вплетается тонкая нить истории про странствующего поэта Гувера в грубое полотно моей читательской души? Может, автор ставил перед собой именно такую задачу, и диалог со взявшимся за «Фениксов» вовсе не является его целью?
Сызнова – вопросы, вопросы, вопросы…
Комментируя историю создания и причины появления дилогии о Фениксе, Владлен Щербинин-Борский говорит, что допрежь того, как приняться за труды сии, он проштудировал писания евангелистов, познал все Четыре Благородные Истины дхармы, прочёл многие тома научной литературы и излияния современных мистиков.
И здесь можно привести слова, хорошо известные даже тем, кто не читывал библейских текстов вовсе. Итак, Книга Екклесиаста или Проповедника: «Я, Екклесиаст, был царём над Израи-лем в Иерусалиме; и предал я сердце моё тому, чтобы исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом: это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот всё – суета и томление духа! Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. Говорил я с сердцем моим так: вот я возвеличился и приобрёл мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце моё видело много мудрости и знания. И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».
Но всё это опять же только слова, а стало быть, с ними можно соглашаться либо отвергать их. И Владлен Иванович в личной беседе заявил, что, являясь православным христианином, не согласен лишь с одним догматом (кажется, чуть ли не главным) – слепой верой в Господа. Он готов изучать, постигать, сравнивать, делать свой выбор… И с этим не поспоришь, этому не возразишь. Это его право.
Так же, впрочем, как и право написать такую вот книгу. Трудную для восприятия, иногда путаную до невозможности, иногда пугающе наивную. Порой слишком уж «учительствующую»…
Он – автор. Он – создатель. Он – творец… В рамках отведённой ему территории, в границах своей души, в просторах разума своего, в теснинах переплёта «Гласа Феникса» и «Всполоха» он, Владлен Щербинин-Борский, волен творить всё, что ему, автору, во благо рассудится.
А мы, читатели, соберёмся понемногу с духом, поднакопим силёнок, отбросим на пару-троицу дней и ночей суетные заботы да и попробуем проникнуться откровениями от главного героя дилогии Гувера. И, кто знает, может быть, что-нибудь да изменится… Может, и не мир нужен нам сегодня, но – меч. Меч познания.
Дмитрий Карасиер
Иллюстрации к книге
Анастасии Козаковой