Медиакарта
14:56 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Услыша глас Господень

Как часто мы слышим фразу, произнесенную в сердцах: «Уйду в монастырь!» И понимаем, что человек просто устал от навалившихся проблем, от бесконечной борьбы за выживание, но едва ли он решится променять этот мир, суетный, противоречивый, но такой родной и привычный. Да и в монастыре, если нет к этому душевной предрасположенности, он не найдет желаемого отдохновения, к тому же жизнь там протекает по уставу, в трудах и молитвах. Монастырь – это удел избранных, тех, кого призвал Господь идти этим путем и кто сумел глас Господень услышать.

Святое место

Дорога в Иоанно-Введенский женский монастырь, извиваясь, бежит под горку. Редкие машины обгоняют меня, обдувая горячим воздухом с примесью фенола и еще Бог знает какой гадости. И все же дышится легко, ведь вдоль дороги, словно часовые, стоят вековые дерева. Утренние часы, когда туман еще не поднялся высоко в небо, хороши своими нежными полутонами. И вот сквозь легкую пелену тумана показались маковки с крестами и фигура ангела на крыше одного из храмов, а вскоре и монастырская стена. Еще несколько шагов, и за мной захлопнутся тяжелые монастырские ворота.

Я оглянулась вокруг: тихо, спокойно, безветренно. И у меня невольно вырвалось: «Господи, благодать-то какая!» Тревога, сомнения, страх – все это осталось по ту сторону ворот. На монастырском дворе меня встретила приветливой улыбкой одна из насельниц. Молодая послушница, узнав, что я приехала к матушке Анне, указала мне на храм: «Матушка-настоятельница на клиросе поет. Поспешите – и вы еще попадете на службу».

В храме Иоанна Предтечи было малолюдно. Чудесно звучали под старыми сводами голоса певчих. А пели на клиросе сами насельницы. Идея создать при монастыре певческую группу принадлежала настоятельнице. Много сил на ее реализацию было потрачено. Труды окупились сторицей. Духовные песнопения украшают любое Богослужение.

По соседству со мной оказались две знакомые дамы, представительницы тобольской интеллигенции. В отличие от меня в монастырь они приехали как паломницы, намереваясь остаться здесь на ночь.

Я крепко сжимаю в руке свечу, чувствуя, что воск стал мягким. Свечу я хочу поставить к чудотворной иконе Божьей Матери «Целительница». Говорят, чудеса исцеления у людей, помолившихся у этой иконы, случались. Кто-то вылечился от эпилепсии, кто-то от других тяжелых недугов. А одной бездетной супружеской паре в возрасте 50 лет Господь даровал двух детей.

Другая чудотворная икона «Утоли мои печали» находится в домовом храме Покрова Пресвятой Богородицы. Обе иконы, как и «Знамение», являющиеся списками, написаны монахинями в начале XX века и возвращены в родную обитель из Абалакского монастыря.

Уроки матушки Анны

Настоятельницей Иоанно-Введенского женского монастыря по благословению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия матушка Анна стала два года назад. А приехала она на тобольскую землю из Шамординского монастыря из-под Калуги, из мест святых. Она с благодарностью и душевной теплотой вспоминает всех своих предшественниц. Основательницей монастыря была матушка Дорофея, приехашая из Новотихвинского монастыря из-под Екатеринбурга. За 50-60 лет своего существования женская обитель значительно окрепла. В монастыре в ту пору проживало 360 насельниц. У него были свои земли, подворье, иконописная и золотошвейная мастерские. На пожертвования вдовы Фонвизина, Натальи Дмитриевны Пущиной, было открыто училище для девиц духовного звания.

Атеистические годы матушка Анна не любит вспоминать. Иоанно-Введенский женский монастырь, как и другие, постигла печальная участь: сестер разогнали, монастырь закрыли, разорили, часть зданий разрушили. Настоятельницу расстреляли за сокрытие монастырского имущества. Использовали святую обитель не по назначению – здесь размещались школа-интернат, воинская часть.

Нелегко пришлось матушке Феодосии, непосредственной предшественнице Анны. То, что она сделала для возрождения монастыря, трудно переоценить. Ей удалось наладить жизнь в обители согласно полному монастырскому уставу. В ее же бытность началась реконструкция зданий.

И первый урок, который мне преподнесла матушка Анна, был глубоко человечным: надо помнить тех, кто стоял у истоков дела, которым ты занимаешься, испытывая при этом чувство благодарности. Что же касается личных достижений – не стоит их выпячивать, пусть их оценят другие.

О своей деятельности матушка особо не стала распространяться. Из разговора с ней я уяснила одно: она старается возродить традиции, коими на протяжении веков жил монастырь. Вновь работают золотошвейная, швейная, иконописная мастерские. Сестры держат коров, курочек, выращивают овощи. Труд в монастыре в почете.

Большое внимание уделяется миссионерской и воспитательной деятельности.

– Сегодня в монастыре воспитывается десять девочек, по согласованию с родителями, конечно, – рассказывает матушка Анна. – Обучаются они в православной гимназии. Мы воспитываем их добропорядочными христианками, которые, надеюсь, в будущем станут хорошими женами, матерями, прихожанками.

Девочки, безусловно, вносят живую струю в монастырское житье-бытье. Сестры охотно возятся с ними, обучая игре на фортепиано, рисованию, лепке, подбирая книги для чтения, учебные и художественные фильмы, в основном воспитывающие нравственность. Отвечают сестры на многочисленные детские «почему?»

В этой связи подумалось, что лишать женщину радости материнства как-то противоестественно, что, облачаясь в монашескую рясу, она не реализует до конца свой потенциал. Этот вопрос я напрямую задала матушке Анне. И она преподала мне второй урок. – Кому служит женщина в монастыре? – спросила и сама же ответила. – Господу – первопричине всей жизни, источнику всякой благодати. И следовательно, реализует она себя полностью. Более того, она совершает подвиг, который заключается в отказе от своей падшей воли, падшего мудрования. Вспомните, как первый человек Адам, преступив волю Божию, пал непослушанием. И теперь мы должны компенсировать его проступок исканием воли Божией. Современному человеку, особенно тому, кто захватил советское время, привыкшему считать, что «человек – это звучит гордо!», тяжело отказаться от своей воли.

Но надо работать над собой и учиться послушанию.

– А почему люди приходят в монастырь? – не удержалась я от вопроса.

– Бездну человеческого сердца не может насытить ничто в мире: ни слава, ни богатство, ни положение, ни власть, ни земная любовь. Ничто не в состоянии сделать его навсегда счастливым. Это может сделать только Бог, общение с Ним. Те, кто приходят в монастырь, находят здесь для себя эту драгоценную жемчужину, ради которой они готовы оставить все мирские богатства. Господь нас призывает, наше же дело услышать Божий глас и откликнуться.

Откровения сестры Марии

Хрупкая, с правильными чертами лица, с глазами голубыми, как озерные дали, застенчивая, послушница Мария вызвала у меня глубокие симпатии.

Слушая ее рассказ о себе, еще раз убедилась, что ничего в жизни не происходит случайно. Там, наверху, все предопределено, и каждому уготован свой путь.

Мария происходит из православного рода и по материнской, и по отцовской линиям. Дедушка был дьяконом, даже в Москву, в правительство, ездил с прошением, чтобы храм в селе не разрушали. Да подписей мало собрал. Время было такое, что люди боялись репрессий. Родители Марии, впрочем, успели в церкви обвенчаться, а вскоре ее разрушили. А когда в 90-х годах в том же украинском селе стали перестраивать старое здание школы под храм, отец Марии принимал в этом участие. За стол семья не садилась без молитвы, не перекрестившись. Дедушка, пока церковь была закрыта, читал дома Псалтырь за здравие и за упокой селян. В общем, поч-ва, на которой взращивалась девочка, была благодатной. И духовные семена, посеянные близкими, дали спустя десятилетия добрые всходы.

Мария, которая всегда жила с Богом в душе, выучилась на библиотекаря, вышла замуж, родила двух детей. Казалось бы, ничего не предвещало ее уход в монастырь. Но это случилось. – В монастырь большинство приходит через скорби и болезни, – говорит послушница Мария. – Также произошло и со мной. Я сильно заболела, пришлось уйти с работы. Дело дошло до того, что перестала даже выходить на улицу, не могла посещать церковь.

Дети были взрослыми: сыну – 18 лет, дочери – 25. Я задумалась, как жить дальше. Материально я уже не могла детям помогать. А вот молиться за детей, за своих родных была в состоянии. И как только болезнь немного отступила, отправилась в церковь и взяла благословение батюшки, чтобы поехать в монастырь.

Мария прожила в монастыре два месяца как паломница. И уже тогда поняла, что этот образ жизни для нее. Хотя испытания были нелегкими. Работала в коровнике, на огороде, в трапезной, на уборке храма, келий. Несла послушания и ждала приезда отца Зосимы, наслышана была о его прозорливости. И вот долгожданная встреча состоялась. Отец Зосима благословил Марию на монастырскую жизнь. С тех пор прошло уже два года, и Мария только утвердилась в правильности выбора.

– Я счастлива, – призналась мне послушница, – что могу теперь усерд-но молиться за спасение близких мне людей и за весь мир. Еще в детские годы, читая о военных подвигах, восхищалась мужеством и героизмом наших людей и спрашивала себя: «А смогла ли бы я также?» И вот Господь дал мне возможность проверить. Монастырь – это как духовная армия. Только здесь, молясь за все человечество, сражаешься с врагом невидимым. В этом и заключается сущность пребывания в монастыре.

Труд и молитва практически занимают все время, некогда хандрить, предаваться досужим помыслам. Распорядок дня в монастыре покруче, чем в армии – подъем в 5.30. И если получаешь послушание, его надо выполнять незамедлительно. Это в миру какое-то дело можно оставить на завтра.

Из разговора с послушницей Марией я сделала вывод: жизнь монастырская держится на трех китах – вере, дисциплине, послушании. И при этом Мария и ее подруги по обители выглядят вполне счастливыми, ибо миссия, которую они выполняют на этой земле, высока и благородна.

Анна ЩЕРБИНИНА