Лидия Яковлевна Кондрашова (на снимке) – человек в Заводопетровском известный. Прибыв сюда по распределению после окончания в 1948 году Тамбовского мед-училища, она долгие годы проработала фармацевтом в аптечном пункте. Её самоотверженный труд в этой скромной должности отмечен медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда». Здесь, в Заводопетровском, у нее и семья сложилась, с мужем уже 57 лет вместе. Дом построили. Выросли сын, две внучки, а теперь и правнучка подрастает. Можно сказать, счастливая судьба.
Но была в жизни Лидии Яковлевны и военная страничка. На фронте она не пряталась от пуль, а героически делала свое дело в роте связи 282-й стрелковой дивизии на I-м Украинском фронте. У юной связистки две медали «За отвагу», хотя, когда кончилась война, ей исполнилось только двадцать лет. Прибалтика, Украина, Молдавия, Чехословакия – вот боевой путь Лидии Яковлевны. Вместе с советскими войсками вошла в поверженный Берлин. Была участницей состоявшегося в столице Германии парада победителей. Не раз Лидия Яковлевна рисковала своей жизнью, ведь фронтовой связист всегда на передовой. «Бывало, - вспоминает Лидия Яковлевна, - ползешь с передовой, а весь ватник в дырочках, клочки ваты торчат – пули пощёлкали, попробуй приподнимись - и тебя уже нет». Сожалеет она о своих боевых подругах, много их полегло. Погибали и после дня Победы. Под Будапештом, например, где недобитые отряды фашистов ещё сопротивлялись, оказались девушки уже после капитуляции Германии. Там и накрыл их с напарницей минометный снаряд. Подруге колено раздробило, а Лидию взрывом отбросило в сторону. Наши бойцы даже думали сначала, что всё, девчонки погибли - так близко взорвалась мина.
Не может Лидия Яковлевна забыть и случай, произошедший во время штурма Тарту. Шла она через лес в штабную землянку. И только подумала, что опасно через такой густой массив идти, как кто-то схватил её за плечо. От неожиданности испугалась, резко развернулась, а рядом фашист стоит, в полном снаряжении, с автоматом на шее. «Убей, убей меня сразу!» – закричала Лидия. А фашист на ломаном русском говорит: «Не бойся, я хочу сдаться, не желаю больше воевать». Так и пришли в свою часть. Немецкий солдат оружие сдал, руки поднял. А Лидия от пережитого просто упала, да две недели потом от стресса в госпитале восстанавливалась.
Всё лето сорок пятого 282-я стрелковая дивизия, стоявшая в то время на Буге, ждала отправки на Восточный фронт. Девятого сентября выдали солдатам сухой паек, доставили в Киев для погрузки в эшелон, а здесь и известие о капитуляции Квантунской армии подоспело. Для Лидии Яковлевны Кондрашовой, как и для всей страны, началась мирная жизнь.
Анатолий МЯСНИКОВ
Фото автора