Медиакарта
4:25 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Улица Кирова

В России есть улицы, носящие имя Сергея Мироновича Кирова, пламенного борца за установление Советской власти на Кавказе, а после образования страны Советов вошедшего в партийную элиту.

Вятские, хватские

Когда увлечён делом, удивительно всё само в руки идёт. Перед отъездом в отпуск я собирала факты из прошлого тюменской улицы Кирова. Приехала в Анапу, и, наверное, неслучайно гостиница, в которой поселилась, была на Кирова. В южном городе из достопримечательностей улицы Сергея Мироновича - кофейня, винный магазин, цветочные часы и здание ФСБ.

В первый же день отдыха познакомилась с интересной дамочкой, назвавшейся Людмилой. «Я из Кирова, по профессии учитель английского языка», – сообщила она о себе. Конечно же, я к даме с вопросами: что, да как? Людмила занятно обрисовала свой город: «Киров раньше назывался Вятка, а еще раньше Хлынов. Его поставили на берегах большой реки Вятка, она и дала городу название. Народ у нас – хороший, шебутной. Про наших мужиков присказка есть: «вятские мужики хватские, семеро одного не боятся». Когда соседний Горький вернул своё родное имя Нижний Новгород, народ у нас тоже шумел, требовал возврата исторического названия. Видать, плохо шумели. Киров родился в Уржуме, это рядом с бывшей Вяткой, вот потому наш город в его честь и переименовали. Дом Кирова сохранился, туда экскурсии водят. Исторические здания 19 века красивы, их берегут. Чем мы были в Союзе знамениты? Стиральные машины и баяны выпускали. На них писали «Вятка». Сейчас этого производства давно нет. Есть хорошие предприятия молочных продуктов. Работают военные заводы, а какие именно, нам не сказывают».

Уже по приезде домой,узнаю, что в далёкие революционные годы этот город непосредственно оказал влияние на судьбу Тюмени. А именно: в установлении советской власти, по сведениям историка Александра Петрушина, участвовал так называемый «Первый Северный морской карательный отряд», прибывший из Вятки. Много крови было пролито, и всё во имя власти. В июле 1918 года Тюмень заняли белочехи и войска Сибирской народной армии. Сразу была сформирована следственная комиссия по расследованию преступной деятельности большевиков. Она расположилась в доме купца Давыдовского, стоящем на углу улиц Войновской и Успенской. Это нынешние опять-таки Кирова и Хохрякова. (Дом не сохранился, на месте его элитное жилье, а напротив – украинское кафе).

Старинная улица, прежде чем стать Кирова, не раз меняла имена: Крестьянская, Войнова, Камышинская, Туляцкая.

Иван Петрович Войнов был купец и меценат, на его деньги построили первый в Сибири роддом (1891 г.), церковь в селе Мальково и часовню в Букино. Его имя знакомо лишь краеведам, тогда как Киров был известен всем славным сынам и дочерям страны Советов. Правда, настоящая фамилия Кирова – Костриков, но это неважно.

В биографии Кирова, как и у всех пламенных революционеров, наличествуют аресты, тюрьма, участие в политических демонстрациях, подпольная работа, организация большевистской организации. Судьба Сергея Мироновича сама привела его в пекло революции. Он родился 28 марта 1886 года, рано осиротел, попал в приют, затем учился в Казанском механико-техническом училище, где и познакомился с революционерами, а они умели увлечь пытливые умы нелегальными книгами.

Рождённый в Вятской губернии товарищ Киров участвовал в разгроме Деникина, восстанавливал советскую власть в Астраханском крае, Северном Кавказе, Азербайджане, Грузии. После братоубийственной войны активно боролся с врагами на идеологическом фронте: троцкистами, зиновьевцами и другими оппортунистами, «засевшими» в Ленинграде. Мироныч, так тепло называли его коммунисты, был первым секретарём Ленинградского губкома ВКП(б). Печать той поры писала: «под руководством Кирова ленинградцы добились больших успехов в социалистическом строительстве. В крае возводятся заводы и электростанции, изыскиваются новые виды и источники сырья для промышленности».

1 декабря 1934 года в Смольном был убит секретарь ЦК и член Оргбюро ЦК ВКП(б), член президиума ЦИК СССР Киров. Тайну этого политического преступления до сих пор не могут раскрыть до конца. Но именно убийство Мироныча развязало руки Сталину для физического устранения «врагов народа». В стране начались массовые репрессии. В 1934 году Вятку переименовали в Киров, имя пламенного трибуна увековечили во многих городах страны Советов. Похоронен он у Кремлёвской стены.

Поперечная улица

…Деловой центр Тюмени, а на Кирова тихо и малолюдно, свежий ветер дует с реки, несёт чистый воздух. Вниз посмотришь – набережная, прямо – Зарека, по сторонам – постройки разных эпох. Удобное место для жительства. Неслучайно в середине 1990-х в начале улицы выстроили малоэтажные элитные дома. Автор проекта Виктор Станкевский дал им сказочное название «Белоснежка и семь гномов». Тюменцы неоднозначно отнеслись к их появлению: «новые русские» возвели себе усадьбы, отгородились от простого народа забором. Но тогда мы стали свидетелями, как архитектура своим точным, образным языком отображает начавшиеся процессы в обществе. История повторилась: в царское время на центральных улицах ставили солидные дома, а не простецкие избы, так и теперь. И селились в них ясно кто – обеспеченные граждане. Некоторые купеческие постройки сохранились.

Например, симпатично смотрится каменный флигелёк с нарядным фронтоном, будто короной. Этот домик на Кирова, 16 входил в усадьбу упомянутого выше купца- благотворителя Николая Ивановича Давыдовского. Карьеру свою он начал помощником исправника, затем г-н Давыдовский становится титулярным советником, надворным советником, гласным городской Думы, а в год своей кончины, в 1909-м, – директором Тюменского тюремного отделения. На Кирова, 28 расположился другой флигель, он двухслойный по окрасу и по материалу (низ кирпичный цвета бордо, верх деревянный – серо-голубой). Изначально домик был одноэтажный, в 1990-х годах ему сделали надстройку, стилизованную под архитектуру конца 19 начала 20 века. Флигель входил в усадьбу купца Николая Юлиановича Ядрышникова (барский дом его рядышком, на улице Республики №17). Он торговал обувью, железом, кожевенными товарами. Был гласным городской Думы, церковным старостой домовой церкви при сиропитательном заведении, распорядителем катка на Александровской площади, он же в 1912 году проектировал «конку» в Тюмени.

А напротив флигеля, по адресу Республики, 19/ Кирова, 27 расположился солидный дом купца Андрея Федотовича Аверкиева. Здание фасадом выходит на главную улицу Тюмени, а каменные ворота с ажурной металлической решёткой украшают бывшую Крестьянскую. Въезд в ворота просторный, было, где развернуться телегам с грузом, в доме Аверкиева торговали вином и «колониальными» продуктами (кофе, шоколадом и прочим).

На Кирова, 10 старый деревянный особняк прикрыт зелёной сеткой, он теперь из-за ветхости не смотрится достопримечательностью города. А дом-то не простой. В давние времена в нём жил резных дел мастер Василий Никитович Привалов. В его мастерской работало около шести человек, они брали заказы на оформление купеческих усадеб. На втором этаже дома Привалова размещались жилые комнаты, на первом – мастерская и подсобные помещения. Вот здесь-то резчики и создавали уникальные наличники с кружевами из дерева. Деревянной резьбой славилась уездная Тюмень, восхищала приезжих, да и самих горожан радовала. В 1984 году искусствовед Нелли Шайхтдинова выпустила альбом «Деревянная резьба Тюмени», сейчас, листая его страницы, диву даёшься: неужели такая красота была в нашем городе? Тем и отраднее, что на Кирова, 37/Ленина, 37 сохранилась такая жемчужина. Наличники с орнаментами нарядно обрамляют окна, и сам домик светлый, праздничный. Был восстановлен он по проекту архитектора Геннадия Бордакова в 2005 году. Деревянным особнякам №№54 и 56 не повезло. Покинуты они жильцами, рядом работает строительный кран, возводится современный жилой комплекс. Деревяшки отжили свой век. Кажется, всё правильно: город растёт, становится современным, с иными ритмами жизни и вкусами, но домик №56 исторический, в нём жил замечательный архитектор Константин Чакин. До революции по его проектам в Тюмени построили здания, которые теперь стали памятниками зодчества.

Современные архитекторы тоже оставили свои следы. Живописное здание (Кирова, 25) с башенками, напоминающее немного старинный замок и одновременно похожее на современный офис – детище Владимира Кривенко. Профессор Борис Жученко проектировал жилой краснокирпичный дом на Кирова, 46. Всем своим обликом здание подчёркивает добротность и оптимизм. К появлению новых объектов на исторической улице настороженно относились защитники старины, но прошло 15 лет - и замечаешь, что подобные дома отражают авторскую трактовку архитектуры прошлого, чего не скажешь о нынешних монстрах. Один такой засел на перекрестке Кирова/Ленина, он не сдан в эксплуатацию из-за множества нарушений в строительстве. Но есть и другие причины, связанные с тонкими материями, как бы мы к ним ни относились. Инородному, чуждому, громадному строению не так-то просто втиснуться на махонькую площадку. У исторической улицы совсем другая энергетика, и земля всё это помнит.

–В мою юность, в 60-е годы, улица Кирова была тихой и спокойной, – рассказывает врач в четвёртом поколении Алексей Сушков, – на ней стояли одно-двухэтажные деревянные домики. Машины ездили редко, потому что улица поперечная центральным Ленина и Республики, по которым идёт транспорт. В доме по Кирова, 38 жила наша семья. Домик был двухэтажный, его построил мой дед Леонид Яковлевич Шницер. Он был врачом-урологом, профессором, доктором медицинских наук. Учился дедушка в Бухаресте, родом он из-под Киева. В доме у нас был телефон, в те годы это считалось редкостью, дед и отец работали в больнице, поэтому телефон был необходим. Как только возникали какие-то неполадки, приходил монтёр. Телефонная станция Тюмени располагалась на углу Кирова/Республики, напротив нынешней академии культуры. На углу Хохрякова/Кирова был туберкулёзный диспансер со стационаром. Дальше, за синагогой, за Урицкого, располагалась станция скорой медицинской помощи. Потом в этом месте размещались лечебные мастерские для больных неврологического диспансера. Там восстанавливали людей после перенесённых параличей. На улице все соседи друг друга знали, ходили друг к другу в гости. Жили дружно. Всё тут рядом было в околотке: возле нашего дома находился детский сад №16, школа в нескольких шагах…

К этому рассказу добавлю: на Кирова, 32 в 1956 году открыли училище искусств. В первом наборе училось 50 человек, чтобы собрать студентов, специально организовывались агитационные бригады. В наше время главные достопримечательности улицы Кирова – Театр кукол и синагога.

Кто построил Дворец сказки

Наверное, Щелкунчик заколдовал отрезок улицы Кирова, неслучайно же здесь произошли приятные события. На Кирова, 36 в 50-х годах 20 века размещался деревянный двухэтажный особняк, в который ходила вся окрестная детвора, это был детсад №16. Его снесли, и выстроили на том месте каменный Дворец сказки, теперь «мальчишки девчонки, а также их родители» со всей Тюмени спешат сюда.

Наш любимый кукольный зародился в «недрах» театра драмы по инициативе актрисы Екатерины Сергеевны Стивиной. Свой первый спектакль «Колобок» кукольники показали 22 декабря 1945 года. Долгое время новый коллектив не имел стационарного помещения, труппа много гастролировала, кочевала по разным углам. Первым директором театра стал Ростислав Владимирович Яичников (до назначения на этот пост он руководил клубом аккумуляторного завода). С освоением Севера начался быстрый рост Тюмени, для артистов открылись большие горизонты. В 1960 году театр получил статус областного, но по-прежнему был «беспризорником». Ростислав Владимирович загорелся идеей постройки здания для детского театра. Благодаря его стараниям и появился в 1973 году Дворец сказки. Автор проекта театрального здания – Виктор Станкевский. Ныне Виктор Дмитриевич профессор, кандидат архитектуры, заслуженный архитектор России, а тогда…

–Я был молодой, горячий, решил выступить с критикой, – вспоминает Станкевский, – Написал в газету маленькую статеечку «Архитектурный парадокс» про кинотеатр «Темп», который проектировал Пётр Гриненко. И меня вызвали на заседание облисполкома! Сказали: «Да какое ты имеешь право критиковать!? Гриненко – главный архитектор Тюмени, а ты кто? Сможешь сделать проект театра кукол?». Так решено было провести конкурс. Авторы по ночам работали, чтобы за неделю всё успеть. Представили пять проектов. Я опять на заседании облисполкома перед серьёзными мужами держал ответ, докладывал о своей работе. Слышу, понравилось. Думаю: слава Богу, я хоть немножечко подзаработаю. За участие в конкурсе платили 50 рублей, а победителю – ещё 50. И тут мой директор гордо заявляет: «Мы сделаем всё вне плана!» И мои надежды на подработку не оправдались…(Смеётся). Но был рад, что вот такой у меня проект случился. В него я включил элементы монументального искусства. Художник Всеволод Кальнин сделал великолепную мозаику. А фасады я придумал облицевать искусственным красным гранитом, потому что на натуральный замахиваться безнадёжно. Составил рецептуру этого материала, сам раствор замешивал. Мне нужны были черные габбро, змеевик, у гранита же есть фракции, камень имеет определённую фактуру. Ну, этого ничего нет, тогда пришлось собирать зеленые бутылки, дробить их. Более-менее сотворили искусственный гранит, он по всем фасадам проходил.

За 30 лет эксплуатации здание, как говорится, довели до ручки. Тогдашний директор Раиса Рогачевских обратилась ко мне с просьбой переделать кровлю. Но ещё столько проблем накопилось и с тесными гримёрками, и со сценой - словом, договорились делать проект реконструкции. Я подумал: время другое, можно хотя бы искусственный керамогранит в отделке фасадов использовать. Со мной согласились, но сделали только переднюю часть, а остальное – оштукатурили. Над козырьком, где пики, круг должен быть! Ещё у меня есть ряд замечаний.

Профессор Станкевский известен своей справедливой критикой, но в целом получилось хорошо.

Масштабная реконструкция здания стала возможной благодаря личному участию Сергея Собянина. Заняв пост губернатора, он совершил «круиз» по учреждениям культуры. Журналистов, пишущих на строительные темы, пригласили поучаствовать в том мероприятии. Помню, после экскурсии по театральному помещению, (а оно произвело очень нерадостное впечатление) делегация вышла во двор к мастерским. Светило яркое солнце, руководители театра начали сложный разговор о проблемах: теснота, отсутствие элементарных бытовых удобств, материальные сложности и т.д. Собянин внимательно слушал. Накануне он уже побывал здесь инкогнито. Просто купил билет в кассе и пришёл на спектакль, чем сильно удивил коллектив театра: по пригласительным и то редко когда наведается высокое начальство. Чего ждать от визита нового губернатора? За полтора года строители из Сибинкора провели реконструкцию здания, заметно увеличив его площадь. Оснастили современной аппаратурой, создали всё необходимое для работы артистов и удобства публики. 26 декабря 2002 года состоялось новоселье. Символический ключ от Дворца сказки был вручён его директору Василию Пустыльникову.

В нескольких шагах от театра находится синагога. О ней шёл рассказ в материале «Еврейский квартал». Отмечу, что в 90-х годах культовое здание было практически разрушено. Всего лишь в 90 см (!) от его стены вырос краснокирпичный дом улучшенной планировки. На участке земли, занятом руинами синагоги, архитекторы намеревались поставить ещё один жилой дом. Настоятель Знаменского собора оказал моральную поддержку еврейской общине, сказав: «Место не отдавайте ни за что! Оно намоленное!». Вскоре проблема с финансированием восстановительных работ сдвинулась с места. Проект реставрации выполнил архитектор Геннадий Бордаков, в архиве он досконально изучил сохранившиеся проекты столетней давности. Строительство и реконструкцию вёл Николай Дьячков. Их имена начертаны на памятной доске. Замечательно, что памятник архитектуры возрождён, немыслимо было бы его исчезновение с исторического пространства…

Автор: Елена Дубовская