На этой неделе заводоуковские музейщики встречали участников ежегодной всероссийской краеведческой конференции «Наше наследие». Среди почётных гостей был слушатель-космонавт третьего набора ВВС Александр Скворцов.
Он стал героем вечера «И память возрождает жизнь». Горожане поспешили задать свои вопросы военному лётчику.
– Александр Александрович, покорить небо – ваша детская мечта?
– Какой мальчишка не мечтал о полётах?! Хотя я, окончив школу, пошёл, было, в геологи. Но не получилось. Устроился с друзьями на завод. В соседнем цехе работал мой товарищ Анатолий Тулубаев, мастер самолётного спорта. Он постоянно рассказывал, как это здорово – летать. Так я попал в Воронежский аэроклуб. Затем поступил в Армавирское высшее военное училище, а в 1965 году был зачислен в отряд космонавтов. Но, как говорится, космос мне улыбнулся: спустя три года космический отряд пришлось покинуть по состоянию здоровья. А я всё-таки остался верен небу: летал на МИГах, ИЛах, СУ и ТУ. Выполнил 127 парашютных прыжков.
– Насколько трудной оказалась космическая подготовка?
– Трудна не столько подготовка, сколько прохождение медицинской комиссии. В космический отряд подали документы полторы тысячи инженеров и лётчиков ВВС, а зачислили лишь 22 человека. Потом мы познакомились с космонавтами из первого отряда. Они были для нас хорошими товарищами, нежели наставниками. Это была большая дружная семья: Комаров, Попович, Севастьянов и многие другие.
– Во время полёта Владимира Комарова на «Союзе-1» в апреле 1967 года вы обеспечивали связь с космическим кораблём. Расскажите об этом трагическом дне.
– Да, именно я слышал последние слова Комарова... Пункт связи в Алма-Ате, моё дежурство. При спуске у Владимира Михайловича не вышел тормозной парашют, не отстрелился теплозащитный слой – в кабине произошло возгорание… Он погиб. Комаров похоронен у Кремлёвской стены. Его гибель мы, лётчики, перенесли очень болезненно. Это был опытный лётчик-испытатель, отлично владеющий инженерными знаниями.
– Александр Александрович, для вас космос так и остался недосягаем. Не обидно?
– Не скрою – обидно. Но вместо меня туда слетал мой сын Александр Скворцов. И я очень этим горжусь!
Ольга МЯСНИКОВА
Фото автора