Медиакарта
14:38 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Заводской гудок Спартака Бочкина

Судьба городского старожила Спартака Бочкина неразрывно связана с Заводоуковским машиностроительным. Непосредственный свидетель образования и становления завода отдал ему без малого сорок лет и прошёл путь от токаря-станочника до заместителя начальника отдела технического контроля.

Сегодня Спартак Григорьевич по праву носит звание почётного ветерана предприятия. Он давно разменял девятый десяток. На здоровье не жалуется, только машет рукой, мол, чего об этом говорить, не молоденький уже:

– Ладно, что память ещё не подводит, хотя лукавлю: о вчерашнем дне не расскажу, а вот о событиях полувековой давности – пожалуйста. Может, потому иной раз берусь за перо и доверяю бумаге свои воспоминания. Они о детстве, о юности, о друзьях и одноклассниках, о службе в армии. Отдельную рукопись я посвятил родному заводу.

Спартак Григорьевич открывает блокнот в твёрдом переплёте. На его развороте – фамилии всех директоров предприятия. Аккуратный столбик возглавляет Александр Москалёв. Инженер-конструктор в годы войны руководил эвакуированным из Воронежа в Заводо­уковск авиазаводом № 499.

– Помню мужчину средних лет, невысокого роста, в унтах и тёплой куртке, – рассказывает ветеран. – Лично с Александром Сергеевичем я знаком не был, да и в цеха авиазавода попал не сразу. Сначала мы с друзьями работали на заводском приусадебном участке – пропалывали и поливали грядки, собирали урожай…Честно скажу, делали мы это не от большой любви к труду и не из чувства патриотизма, а чтобы не умереть с голоду. За отработанную смену давали 600 граммов хлеба. Я съедал его ещё по дороге домой. Хлеб был чёрный, со жмыхом, но тогда казалось, что нет ничего его вкуснее… В годы войны завод выпускал десантные планёры. Их испытывали на аэродроме, на большом поле, где сейчас располагается предприятие Южные электрические сети. Заслышав шум моторов, мы с друзьями Ваней Картавых, Гошей и Васей Масловыми, Толей Переваловым, Шурой Селивановым, Севой и Петей Медведевыми, Колей Ильиным со всех ног бежали туда. Планёры в Заводоуковске! Необычно…

Мог ли тогда предполагать 14-летний мальчишка, что спустя годы судьба снова столкнёт его с самолётами? В армии он будет сначала учиться в Читинском авиационном училище на воздушного стрелка, а затем на Сахалине станет механиком самолётов. Но всё это будет позже. А пока Спартак Григорьевич возвращается в год 1945-й и вспоминает себя учеником слесаря-инструментальщика Алексея Михеева:

– Ох, и голодно в то время было! Рос я поэтому плохо, едва до верстака доставал. После войны на завод стали поступать трофейные станки: вертикально-строгальные, фрезерные, токарные. По сравнению с нашими – что диковинки! Все детали, над которыми мы корпели днями, на этих станках можно было за считанные минуты сделать. Старшие товарищи взялись первыми новую технику осваивать, потом нас, молодых, учили. Что и говорить, хорошие люди нас под своё крыло на заводе взяли, в основном фронтовики… Трудились на предприятии целыми семьями. Помню Тыриных, Беляевых, Руль…

Через два года, когда директором механического завода уже был Михаил Шарнин, Спартак уехал учиться в тюменское железнодорожное училище на кузнеца, а позже ушёл в армию. Но после вернулся в родные края и пошёл работать на завод. Давняя мечта – получить образование – не давала покоя. Он окончил семилетку и поступил на заочное отделение машиностроительного техникума в Тюмени. Получив диплом, стал мастером цеха.

– Тогда машиностроительный возглавлял Владимир Шевелёв. Именно при нём завод «выбил» большой военный заказ на изготавление передвижных ремонтных мастерских и кабин управления для зенитно-ракетных комплексов, – Спартак Бочкин переносится в 50-е годы ХХ века. – В это время завод начали облагораживать: ремонтировать старые цеха, возводить новые. А для строительства нам очень не хватало нескольких машин и экскаватора. Тогда вызывает меня Шевелёв и говорит: «Поедешь в область на пленум, расскажешь, как обстоят дела на заводе, и заодно про технику обмолвишься!» А я, надо сказать, всегда был очень стеснительным. Но куда деваться? Надо, так надо! Как шёл до трибуны, как речь держал – не помню. Но машины нам всё же из области выписали. Вот что значит сила слова!

На пенсию Спартак Бочкин ушёл в 80-х годах прошлого столетия. В последнее время работал заместителем начальника ОТК и термистом в так называемом «горячем» цеху.

Сегодня Спартак Григорьевич, бывает, прогуливается в парке машзавода, а сердце его щемит – воспоминания одолевают… Семьдесят лет отметило нынче предприятие. Новый век – новые машины. Очень хочется заглянуть в цеха ветерану: небось, стоят ещё там трофейные станки?..

Автор: Ольга МЯСНИКОВА Фото из архива Спартака Бочкина