Медиакарта
21:33 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Об осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в УФК по Тюменской области

Указом Президента России от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» органам Федерального казначейства переданы полномочия упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в том числе полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в порядке, установленном статьей 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Результаты проведенных выездных проверок в 2016 году Управлением Федерального казначейства по Тюменской области показали следующие административные правонарушения в области финансов, предусмотренные главой 15 КоАП РФ:

- Нарушение  получателем средств бюджета условий предоставления межбюджетных трансфертов:

По результатам проверки установлено несоблюдение организацией условий предоставления межбюджетных трансфертов в сумме 2 150 000 рублей, что согласно статье 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Статьей  15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления в виде наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Управлением Федерального казначейства по Тюменской области  в отношении должностного лица вынесено постановление о назначении административного наказания  в виде  административного штрафа в размере 10 000 рублей.

- Нецелевое использование бюджетных средств:

По результатам проверки использования  средств федерального бюджета, направленных на реализацию государственной программы установлено  нецелевое использование бюджетных средств в сумме 48 930 рублей на цели, не соответствующие  условиям их получения.

Статьей 15.14 КоАП РФ за данный вид правонарушений установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Так как статья 2.1 КоАП РФ не исключает возможность привлечения к административной ответственности одновременно как должностных лиц, так и юридических лиц, УФК по Тюменской области вынесено 3 постановления о назначении административного наказания  в виде  административного штрафа в размере 20 000 рублей (2 из них – в отношении руководителя и главного бухгалтера организации).

-  Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств:

По результатам проверки исполнения бюджетного законодательства казенным учреждением в нарушение статьи 162, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации  в 2014 году приняты бюджетные обязательства на 2015 год по контракту от 29.12.2014 № 155 в сумме 5 692 170,61 рублей при отсутствии  утвержденных лимитов бюджетных обязательств, что является нарушением порядка принятия бюджетных обязательств, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.10 КоАП РФ.

Совершение данного вида правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Управлением Федерального казначейства по Тюменской области  в отношении должностного лица вынесено постановление о назначении административного наказания  в виде  административного штрафа в размере 20 000 рублей.

- Нецелевое использование бюджетных средств:

По результатам проверки исполнения бюджетного законодательства установлено, что казенным учреждением в нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 5.2. пункта 5, раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, в 2014 году допущено использование средств федерального бюджета в  сумме 1254278,64  рублей на цели, не соответствующие условиям их получения, что согласно статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

К административной ответственности привлечено должностное лицо, которому назначено  административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Как видно, из необширной практики УФК по Тюменской области за 2016 год по привлечению виновных лиц к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства, нецелевое использование бюджетных средств является наиболее распространенным нарушением, выявляемым в ходе финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Кроме того, следует заметить, что за нецелевое использование бюджетных средств к виновному лицу может применяться не только административная, но и уголовная ответственность (статья 285.1 Уголовного кодекса  Российской Федерации).

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в общероссийской судебной практике дела, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, занимают значительное место в общем числе дел, а также выделяются дела об оспаривании постановлений о привлечении к ответственности за нарушения в части расходования бюджетных средств. Однако в 2016 году у Управления Федерального казначейства по Тюменской области отсутствует негативная практика по отмене таких постановлений.

Таким образом, в 2017 году УФК по Тюменской области будет продолжена работа в данном русле, направленном на исполнение принципа  результативности и эффективности расходования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

Анастасия Жужгова, ведущий специалист - эксперт юридического отдела Управления Федерального казначейства по Тюменской области