Медиакарта
11:47 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вопросы взыскания расходов на оказание юридической помощи потерпевшим по уголовным делам

В 2023 году, а также в начале 2024 года участились случаи привлечения Министерства финансов Российской Федерации к участию в судебных процессах по рассмотрению материалов в уголовном процессе по заявлениям потерпевших о взыскании процессуальных издержек.

Кроме того, за указанный период времени в Министерство финансов Российской Федерации на исполнение поступают исполнительные документы, выданные по результатам рассмотрения материалов в уголовном процессе по заявлениям потерпевших о взыскании процессуальных издержек, где в графе «Должник» указаны реквизиты Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25.08.2006 № 114н/9н «О порядке организации и ведении работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» Управление Федерального казначейства по Тюменской области наделено полномочиями представлять интересы в судебных органах на основании  выданной доверенности Министерством финансов Российской Федерации интересы Министерства финансов Российской Федерации и интересы Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации.

Статьей 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) установлено, что процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.

Процессуальные издержки взыскиваются с осужденных, а также с лиц, уголовное дело или уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, не дающим права на реабилитацию, или возмещаются за счет средств федерального бюджета (ст. 132 УПК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 № 42 «О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам» так же предусмотрело положение о взыскании процессуальных издержек с осужденных или возмещения за счет средств федерального бюджета.

В свою очередь, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что издержки представляют собой денежные суммы в возмещение необходимых и оправданных расходов, неполученных доходов, а также вознаграждение и выплаты, которые причитаются физическим и юридическим лицам, вовлеченным в уголовное судопроизводство в качестве участников или иным образом привлекаемым к решению стоящих перед ним задач (определения от 8 ноября 2005 года N 367-О, от 16 декабря 2008 года № 1036-О-П и от 5 марта 2013 года № 297-О). С этим сообразуется постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 42 «О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам», который разъяснил, что к таким издержкам относятся и подтвержденные документами расходы потерпевшего на участие представителя (пункт 2) и что, если в отношении обвиняемого уголовное дело или уголовное преследование прекращается, в том числе по нереабилитирующим основаниям, процессуальные издержки обычно возмещаются за счет средств федерального бюджета (пункт 5.1).

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Постановление №13) установлено, что Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 БК РФ.

Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.

В п. 14 Постановления № 13 акцентируется внимание на то, что субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает Минфин России, поскольку эта обязанность ГК РФ, БК РФ или иными законами не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).

Аналогичная позиция, заслуживающая внимания, изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» (далее – Постановление №17)

В п. 14 Постановления №17 изложена позиция о том, что к участию в делах по требованиям реабилитированных о возмещении имущественного вреда в качестве ответчика от имени казны Российской Федерации привлекается Министерство финансов Российской Федерации.

Таким образом, учитывая изложенные положение УПК РФ, ГК РФ, а также позиции Верховного Суда Российской Федерации, следует, что участие Министерства финансов Российской Федерации в уголовном процессе прямо определено нормами УПК РФ, а также ГК РФ и касается исключительно вопросов, возникающих при рассмотрении вопросов взыскания вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, т.е. при реабилитации привлекаемого к уголовной ответственности лица.

Федеральным законом от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» установлено, что Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей. Управление Судебного департамента в пределах своей компетенции финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым районными судами, гарнизонными военными судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета (ст. 14).

В ст. 6 Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» отражено, что Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета.

Таким образом, требование о взыскании судебных издержек с Министерства финансов Российской Федерации как органа, который должен их возместить, является ошибочным и, как следствие, является ошибочным указание в графе «Должник» исполнительного документа реквизитов Министерства финансов Российской Федерации, т.к. следует из приведенных норм права, субъектом, обязанным возместить судебные издержки потерпевшему по уголовному делу, является орган Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить, что при возникновении ситуации с указанием в исполнительных документах в качестве должника Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Тюменской области обращается в судебные органы с соответствующими заявлениями о разъяснении судебных актов либо об отзыве исполнительных документов с исполнения, что в свою очередь влечет увеличение сроков исполнения судебных актов.

  

Главный специалист-эксперт юридического отдела УФК по Тюменской области Батырев Александр Сергеевич