Являясь активным участником общей системы управления государственными финансами Российской Федерации Федеральное казначейство обеспечивает исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и устанавливает строгий контроль над своевременным и целевым прохождением денежных средств от казны государства до бюджетополучателей.
Отдел № 20 является структурным подразделением Управления Федерального казначейства по Тюменской области (далее – Отдел) и осуществляет свою деятельность на территориях Ялуторовского, Заводоуковского, Упоровского и Исетского районов.
По состоянию на 01.11.2024 казначейское обслуживание федерального бюджета в Отделе осуществляется на 11 лицевых счетах.
Одним из ключевых направлений деятельности Отдела является осуществление учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета в соответствии с Порядком учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Минфина России от 30.10.2020 № 258н (далее – Порядок № 258н).
В целях исполнения бюджета по расходам обязательства получателей бюджетных средств подлежат постановке на учет в органе Федерального казначейства. Согласно статье 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств.
Принятие и учет бюджетных и денежных обязательств осуществляется в соответствии с Порядком № 258н, путем формирования Cведений о бюджетном и/или денежном обязательстве.
В зависимости от документа, на основании которого возникает бюджетное обязательство, Сведения о бюджетном и/или денежном обязательстве формируются органом Федерального казначейства либо получателем средств федерального бюджета (далее – ПБС). Перечень таких документов установлен приложением № 3 к Порядку № 258н.
В частности, Сведения о принимаемом бюджетном обязательстве направляются в орган Федерального казначейства посредством ЕИС одновременно с такими документами как:
- проект договора/контракта;
- извещение об осуществлении закупки;
- приглашение принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя;
- договор/контракт;
- иные документы-основания.
При постановке на учет бюджетных обязательств (внесении в них изменений) орган Федерального казначейства осуществляет их проверку по направлениям, установленным пунктом 11 Порядка № 258н.
Сведения о денежных обязательствах по принятым бюджетным обязательствам, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются ПБС не позднее рабочего дня, следующего за днем возникновения денежного обязательства, в случаях, установленных Порядком № 258н.
В случае если в рамках принятых бюджетных обязательств ранее поставлены на учет денежные обязательства по платежам, требующим подтверждения (с признаком платежа, требующего подтверждения - "Да"), поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг по которым не подтверждена, постановка на учет денежных обязательств на перечисление последующих платежей по таким бюджетным обязательствам не осуществляется, если иной порядок расчетов по такому денежному обязательству не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня со дня представления ПБС Сведений о денежном обязательстве осуществляет их проверку на соответствие информации, указанной в Сведениях о денежном обязательстве в соответствии с пунктом 24 Порядка № 258н.
При формировании Сведений о денежном обязательстве с использованием ЕИС вышеуказанные проверки осуществляются в ЕИС, в том числе автоматически.
В случае положительного результата проверки Сведений о денежном/бюджетном обязательстве орган Федерального казначейства присваивает учетный номер обязательству (вносит в него изменения) и в день постановки на учет направляет ПБС извещение о постановке на учет (изменении) бюджетного/денежного обязательства в органе Федерального казначейства.
По состоянию на 01.11.2024 Отделом в рамках реализации Порядка № 258н поставлено на учет:
- 5728 сведений о бюджетном обязательстве на сумму 3 328 611 тыс. руб.;
- 14165 сведений о денежном обязательстве на сумму 2 686 484 тыс. руб.
Кассовое исполнение федерального бюджета за 10 месяцев 2024 года по лицевым счетам ПБС, обслуживаемых в Отделе, составило 3 033 916 тыс. руб.
В случае отрицательного результата проверки Сведений о бюджетном/денежном обязательстве орган Федерального казначейства в день осуществления проверки направляет ПБС уведомление в электронной форме, содержащее информацию, позволяющую идентифицировать документ, не принятый к исполнению, а также содержащее дату и причину отказа, в соответствии с правилами организации и функционирования системы казначейских платежей, установленными Федеральным казначейством.
Извещения о постановке на учет (изменении) и уведомление об отказе в постановке на учет Сведений о бюджетном/денежном обязательстве направляются, в том числе, с использованием ЕИС во взаимодействии с системой "Электронный бюджет".
За 2024 год Отделом возвращены без исполнения 56 Сведений о бюджетном обязательстве, что составило 1% от общего количества направленных клиентами в Отдел Сведений. Основной причиной отказа в исполнении стало нарушение п.11 Порядка № 258н в части несоответствия реквизитов контрагента, срока исполнения, предмета бюджетного обязательства, указанных в Сведениях и документе-основании (23 Уведомлений об отказе, или 41%), а также превышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета над суммой неиспользованных лимитов бюджетных обязательств (14 Уведомлений об отказе, или 25%).
Возвратов без исполнения Сведений о денежном обязательстве по лицевым счетам, обслуживаемым в Отделе, за 10 месяцев 2024 года не было.
Кроме того, пунктами 8, 9, 22 Порядка № 258н предусмотрены сроки постановки на учет бюджетных/денежных обязательств.
При выявлении нарушения законодательства Российской Федерации в части несвоевременной постановки на учет бюджетных/денежных обязательств должностные лица Управления Федерального казначейства по Тюменской области осуществляют производство по делам об административном правонарушении в соответствии с Порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства производства по делам об административных правонарушениях, утвержденным приказом Федерального казначейства Российской Федерации от 28.11.2017 № 328. Положения ст.15.15.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривают ответственность за нарушение сроков постановки на учет более чем на десять рабочих дней в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей. В отношении ПБС, обслуживаемых в Отделе, указанные меры административной ответственности не применялись.
Как показывает практика, совместная инициативная и настойчивая деятельность по реализации основных направлений бюджетной политики постепенно формирует ответственный и профессиональный подход у всех участников бюджетного процесса.
Казначей отдела №20 УФК по Тюменской области
Мария Трускова