Медиакарта
15:58 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сердце Колмаковской заимки

09:14 | 08 августа 2023

До 1929 года, до ввода в строй элеватора, самым большим зданием в Заводоуковске была мельница купцов Колмаковых. Огромное строение из могучих кондовых брёвен возвышалось на берегу реки Ук.

Мукомольное производство было здесь исстари. Ещё в 1844 году, покупая землю у наследниц генерала Семёна Богданова, основатель купеческой династии Василий Корнилович Колмаков приобрёл и небольшую водяную мельницу.

Но по-настоящему индустриальный размах придал главному направлению своего бизнеса Василий Васильевич Колмаков, второй владелец заимки. Екатеринбургский инженер Людвиг Шикаданс построил здесь в 1870 – 80 годы новую многоэтажную мельницу. Сначала она работала от энергии реки, а спустя десятилетие появились паровая машина английской фирмы «Братья Бромслей» и котёл, заказанный на заводе Ятеса в Екатеринбурге. Имелась при мельнице и электростанция. Генератор российского отделения «Дженерал электрик» мощностью 54 киловатта давал свет на производственные и жилые помещения заимки.

Ежедневно мельница производила 48 тонн муки пяти сортов. Спросом пользовались и отруби. Так за 1892 год здесь было выпущено продукции на 106 400 рублей.

На предприятии трудились 20 рабочих и мастер. Зарплаты по тем временам они получали немалые – 12 и 75 рублей в месяц соответственно. Отметим, что за червонец тогда вполне можно было сторговать корову, а за 25 рублей – и коня. 

Старожилы спорили, сколько же этажей было в здании мукомольного заведения. Всё потому, что мельница стояла на косогоре. И со стороны реки насчитывалось на один этаж больше. Это было поистине грандиозное сооружение! Представьте себе многоэтажку, построенную из брёвен!

Эта мельница стала «флагманом» мукомольной промышленности купеческой династии. Кроме неё Колмаковы владели водяными мельницами в Сокольниках, селе Завод и у впадения Ука в Тобол.

И после революции мельница не прекратила работу. Только принадлежала она уже Падунскому спиртсовхозкомбинату, в который вошли и земли бывшей Колмаковской заимки. А плотина была главной переправой через Ук. Построенная ещё тогда, когда о машинах и не слыхали, она легко справлялась с потоком автотранспорта.

В 1930-х годах после ввода в строй элеватора, мельницу законсервировали. Сделали это надёжно и основательно, так что в 1941 году паровик и динамомашину удалось быстро ввести в строй. Они стали энергетическим сердцем авиазавода  № 499.

К сожалению, заводчане не уследили за плотиной, которую снесло в один из ледоходов. Поэтому в 1946 году решили гидротехническое сооружение не восстанавливать, а мельницу разобрать. Её мощные брёвна пошли на постройку цехов образованного после войны Новозаимского механического завода.

Когда через 10 лет на заводе стали возводить кирпичные цеха, из старых брёвен построили несколько жилых домов на улице Дзержинского.

Алексей СЕВОСТЬЯНОВ. Фото из фондов Заводоуковского краеведческого музея