Медиакарта
10:48 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Из истории государственного финансового контроля на территории Тюменской области

Финансовые контрольные органы в России имеют глубокую историю. Первые законы, регламентирующие осуществление финансового контроля на Руси, были приняты еще в XI веке. С развитием государства неоднократно менялась форма организации финансового контроля, неизменной оставалась его цель – быть на страже экономических интересов России.

После Октябрьской революции государственному финансовому контролю уделялось особое место в осуществлении экономической политики новой власти. Молодое советское государство нуждалось в налаженной системе государственного финансового контроля, основные функции которого были возложены

на финансовую систему страны.

23 октября 1923 года в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссариатов СССР в составе Наркомфина СССР было образовано Финансово-контрольное управление

с аппаратом на местах. Именно от этой даты ведется летоисчисление контрольно-ревизионных органов России в её новой истории.

В нашей стране высоко ценятся результаты работы, проводимой контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, и в подтверждение этого Правительством Российской Федерации 23 декабря 2022 года издано распоряжение о проведении в 2023 году мероприятий, посвященных празднованию 100-летия со дня образования контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации.

В рамках подготовки к празднованию юбилейной даты сотрудники Управления Федерального казначейства по Тюменской области уделили большое внимание истории контрольно-ревизионных органов Тюменской области, обратились к архивным документам, находящимся на хранении в Государственном архиве Тюменской области.

В 1923 году Тюменская губерния вошла в состав Уральской области с центром в Екатеринбурге (с 1924 года – Свердловск), с января по декабрь 1934 года существовала Обь-Иртышская область с центром в Тюмени, которая затем была упразднена, а территории, соответствующие современной Тюменской области, вошли в состав Омской области. И только 14 августа 1944 года была образована Тюменская область как самостоятельный субъект РСФСР.

В 1923 году в Тюмени контроль осуществлялся силами Контрольного отделения Контрольно-сметного подотдела при Окрфинотделе Уральской области.

В Положении о финансовом контроле при Окрфинотделе от 1923 года говорится: «Всякий Контроль в пределах Государственного бюджета проводится в Уральском облфинотделе. Финансовый Контроль при ОкрФО является единым органом Государственного контроля в пределах округа и осуществляет контроль за деятельностью всех Государственных учреждений и предприятий».

Перед финансовым Контролем были поставлены следующие задачи:

« - наблюдение за выполнением и целесообразным применением и проведением в жизнь всех декретов, постановлений, распоряжений, каковые высылают в Контроль;

- проверка деятельности всех органов Советской власти с точки зрения целесообразности и законности их действия и достигнутых в деле результатов, а также своевременное принятие мер … к устранению и предупреждению незаконных действий, кем бы они не были утверждены или разрешены;

- надзор по учету, распределению и хранению государственного имущества, продуктов и материалов и наблюдение за правильным и целесообразным ведением всех текущих денежных и хозяйственных операций;

- фактическая и последующая документальная ревизия всех без исключения финансовых, материальных и сметных планов, положений, договоров, условий и сделок, а также проектов построек и сооружений;

- выработка мер по упрощению и правильной постановке производства, учета денежных сумм, материалов, обмундирования, инвентаря, а также и форм отчетности по сим предметам;

- представление на рассмотрение Центральных и местных органов власти конкретных предложений, выработанных на основе ревизионного опыта об упрощении работы отделов Окрисполкома, параллелизма в работе, бесхозяйственности и волокиты.».

Штат Контрольного отделения были невелик – всего 6 человек, среди которых заведующий Контрольным отделением, старший контролер-ревизор, он же заместитель заведующего Контрольным отделением, фактический контролер по производству ревизий на местах, контролер по производству последующей документальной ревизии, заведующий делопроизводством и машинистка.

Можно уверенно сказать, что эти люди были знатоками своего дела. Так, заведующий Контрольным отделением Кислянский Л.Д. до назначения служил в Красной армии заведующим бюро по учету грузов и продовольствия, работал счетоводом на железной дороге и 16 лет был бухгалтером Казначейства.

Контролер-ревизор Кузнецов Н.Е., имея среднее образование, 12 лет служил столоначальником Губернского статкомитета, 18 лет был на службе в Тобольской казенной палате чиновником особых поручений, а затем работал ревизором-инструктором в Тюменском губернском финансовом отделе.

Изучая архивные документы, становится заметным, что основы стандартизации действий контролера-ревизора закладывались уже в это время. Разрабатываются типовые программы, даются указания по отбору объектов для проведения проверок, составлению актов проверок.

В настоящее время к проверке средств, выделяемых на осуществление капитального строительства или ремонта, привлекаются специалисты ФКУ «ЦОКР», обладающие специальными знаниями в этой области. В период становления контрольно-ревизионных органов этот вопрос был не менее актуален. Так, в письме подотдела Госфинконтроля при Тюменском ОкрФО от 13 января 1927 года, направленного в Управление Госфинконтроля при Уральском областном финансовом отделе, высказывается мнение, что «… работы Контроля по ревизии строительства … не дадут должного результата до тех пор, пока эти работы будут поручаться контролерам без соответствующего образовательного ценза (технического) и солидного практического стажа. От работы контролера – неспециалиста в области строительных работ не получится должного эффекта, а неудачные выступления могут повести к умалению авторитета Контроля. Поскольку ревизии строительства придается большое значение, необходимо поставить вопрос об укомплектовании Контроля работниками соответствующей квалификации.».

Материалы ревизий и проверок рассматривались в Контрольном совещании (аналоге современной Контрольной комиссии), на котором рассматривали акт ревизии и принимали решение о реализации результатов.

Послевоенный период ознаменовался восстановлением разрушенного хозяйства, а, следовательно, необходимостью жесточайшего финансового контроля во всех отраслях производства. Основной задачей контрольно-ревизионных органов являлся последующий контроль за составлением и исполнением бюджетов, начиная от сельских и поселковых, заканчивая бюджетами союзных республик. Эта работа проводилась совместно со специалистами Министерства финансов и финансовыми органами на местах в форме периодических плановых комплексных ревизий составления и исполнения бюджетов. Одновременно или отдельно проводились ревизии и проверки в министерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях

и организациях как состоящих на бюджетном финансировании, так и хозрасчетном.

Аппарат Главного контролера-ревизора Наркомфина СССР по Тюменской области был создан в конце 1944 года, в год, когда Тюменская область была выделена из состава Омской области и стала самостоятельной.

Согласно отчету о деятельности за 1948 год численность аппарата составляла 35 человек, причем 14 из них имели стаж бухгалтерской работы свыше 10 лет. Всего было произведено ревизий бюджетов – 349, наркоматов и отделов исполкомов – 241, бюджетных учреждений – 482, хозорганов и госпредприятий – 187, налоговых агентов – 156, проведено проверок исполнения указаний по ревизиям – 203. Выявлено растрат и хищений - 543 случая на сумму 1 746,5 тыс. рублей. Передано следственным органам 184 дела, судами вынесено 120 решений, которыми осуждено 140 человек, наложены административные взыскания на 100 лиц.

Первым исполняющим обязанности главного контролера-ревизора по Тюменской области был К.И. Бояршиков. В течение последующих лет должности главных контролеров-ревизоров занимали И.Н. Бузенков (1945-1949 г.г.),                                   В.А. Чухланцев (1949-1954 г.г.), Х.М. Исхаков (1954-1957 г.г.), А.Ф. Сергиенко          (1957-1962 г.г.), А.И. Гутников (1962-1968 г.г.), В.С. Кочетков (1968-1983 г.г.),                        Е.Н. Николаев (1983-1999 г.г.). Все они патриоты нашей Родины, высокие профессионалы, глубоко уважаемые люди.

Немногочисленный на огромную область штат контролеров-ревизоров

в течение послевоенных десятилетий обеспечивал установленную периодичность плановых ревизий в бюджетных учреждениях, выполнял задания Министерства финансов СССР, местных партийных, советских и правоохранительных органов.

При ревизиях и проверках большое внимание уделялось контролю

за сохранностью социалистической собственности, правильностью расходования государственных средств, выявлению дополнительных доходов бюджета.

Материалы ревизий и проверок выносились на рассмотрение советских

и партийных органов, комитетов народного контроля, принимались меры

к устранению выявленных нарушений и недостатков.

В обзорах о результатах контрольной деятельности Министерством финансов РСФСР неоднократно отмечался положительный опыт контролеров-ревизоров Тюменской области. Так, например, в 1971 году КРУ МФ РФ в Тюменской области при проведении ревизий и проверок было выявлено дополнительных доходов бюджета на сумму 1 397 тыс. рублей, что явилось вторым результатом по РСФСР, а в 1979 году отмечен положительный опыт обеспечения гласности результатов ревизий.

В результате проводимых ревизий и проверок в тесном оперативном сотрудничестве с органами прокуратуры, ОБХСС выявлялись немалые по тем временам суммы хищений, недостач и растрат. Особенно эффективными в этом плане были ревизии, проводившиеся под руководством старшего контролера-ревизора

Р.И. Каминского. Иногда создавалось впечатление, что он «нутром» чувствует такого рода злоупотребления. В 60-х годах под его руководством и при непосредственном участии были выявлены крупные групповые хищения на Тюменском фанерокомбинате, Тюменском комбинате индпошива и ремонта одежды, Сосновском леспромхозе, областной библиотеке.

В 70-х годах запомнились дела о крупных хищениях денежных средств

на заводе медоборудования, областном Комитете Красного креста, Тюменском бюро путешествий и экскурсий. Возглавляли ревизии старшие контролеры-ревизоры Ципоркин С.П., Антоневский М.Н., Зюркалов С.Д.

Много выявленных нарушений на счету бывших главных и старших контролеров-ревизоров Николаева Е.Н., Лукашкова К.В., Захаровой В.М.,

Болотова С.К., Ягневского Н.И.

1998 год стал переломным для системы госфинконтроля страны.

В Министерстве финансов России был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита с функциями и задачами упраздненного Контрольно-ревизионного управления. В субъектах Российской Федерации на базе аппаратов главных контролеров-ревизоров были созданы территориальные контрольно-ревизионные органы Министерства финансов с образованием юридического лица. Контрольно-ревизионное управление в Тюменской области возглавил Бешенцев Юрий Ефстафьевич. В Управлении продолжили свою службу ветераны контрольно-ревизионной работы Захарова В.М., Власов В.А.

Структура и штаты контрольно-ревизионного управления в Тюменской области на протяжении всего периода со времени возникновения претерпевали неоднократные изменения, вызванные административно-территориальными перестройками, изменениями в хозяйственно-финансовой политике государства.

В 2004 году изменилась структура органов исполнительной власти России. Контрольно-ревизионные управления были упразднены, а функции

по осуществлению государственного внутреннего финансового контроля возложены на вновь созданную Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и её территориальные органы. Также к полномочиям Росфинназора добавилось осуществление валютного контроля. Численность Территориального управления сократилась. Возглавлял Управление по-прежнему Бешенцев Юрий Ефстафьевич. Перед руководством Территориального управления встала задача сохранения квалифицированных кадров, и задача эта была успешна выполнена.

За период существования Территориального управления Росфиннадзора

в Тюменской области (2004-2016 годы) было выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму, превышающую 3 млрд. рублей. Активно велась работа по устранению выявленных нарушений – в адрес руководителей организаций-нарушителей выносились предписания и представления. По фактам нарушений, включая нарушения валютного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, было возбуждено более 1000 дел

об административных правонарушениях.

Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора была ликвидирована, а функции

по контролю в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству и его территориальным органам. Руководителем Управления Федерального казначейства по Тюменской области с момента его образования являлся Распопов Анатолий Николаевич, который в начале 1990-х работал на должности заместителя главного контролера-ревизора-начальника отдела КРУ МФ РФ по Тюменской области. Таким образом, преемственность в осуществлении финансового контроля была осуществлена.

В настоящее время в Управлении Федерального казначейства созданы

2 отдела, осуществляющие финансово-бюджетный контроль: контрольно-ревизионный отдел в социально-экономической сфере и контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы. Несмотря

на небольшую численность (15 человек), контролеры-ревизоры успешно выполняют поставленные перед ними задачи.

Управлением Федерального казначейства по Тюменской области в 2016 - 2023 годах проведено около 500 контрольных мероприятий.

Государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации. А это значит, что ревизии и проверки проводятся не только для того, чтобы выявить бюджетные правонарушения и наказать виновных. Результаты контроля, прежде всего, должны использоваться в принятии управленческих решений, обеспечивающих соблюдение принципов целесообразности, эффективности, правомерности и экономии

при использовании финансовых и материальных ресурсов.

Профессия ревизора далека от романтики. Случайные люди в этой профессии не задерживаются. Остаются только те, кто способен принимать решение и брать на себя ответственность.

Значение труда ревизоров в экономической и социальной жизни современной России огромно. Контрольно-ревизионную деятельность осуществляют специалисты, стоящие на страже государственных интересов, стремящиеся повышать свое профессиональное мастерство и передавать богатый опыт молодому поколению.

Светлана Владимировна Колосова, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Тюменской области