Медиакарта
11:36 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Государственный контроль за деятельностью некоммерческих организаций на территории юга Тюменской области: проблемы представления отчетности некоммерческими организациями

Некоммерческие организации, с их огромным спектром общественно полезных целей, занимают особое положение в структуре российского общества. В связи с этим, развитие институтов гражданского общества побуждает государство к поиску механизмов эффективного взаимодействия с некоммерческими организация.Законодательством Российской Федерации определено, что полномочия по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.05.2010 №552) («Российская газета», №230, 19.10.2004) возложены на Министерство юстиции Российской Федерации. На территории юга Тюменской области вышеуказанные полномочия реализует территориальный орган Минюста России - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области. По состоянию на 31 декабря 2010 года, в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области содержатся сведения о 2009 некоммерческих организациях, в том числе о 968 общественном объединении, 7 региональных отделениях политических партий, 183 религиозных организациях, 851 иной некоммерческой организации, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, в порядке полномочий по контролю, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в 2010 году проводилось 47 проверок деятельности некоммерческих организаций (19 - в отношении общественных объединений, 11 - в отношении религиозных организаций,17 - в отношении иных некоммерческих организаций). По результатам проверок, а также по итогам анализа материалов учетных дел некоммерческих организаций в их адрес было вынесено 379 предупреждений об устранении выявленных нарушений действующего законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, как показывает практика, некоммерческие организации в своей деятельности зачастую сталкиваются с вопросами, какую отчетность, в какие органы и в какие сроки они должны представлять. Несмотря на то, что данные вопросы регулярно освещается в средствах массовой информации, в сети «Интернет», на семинарах и круглых столах, организуемых уполномоченными государственными органами, для многих некоммерческих организаций они остаются актуальными. В связи с данным обстоятельством особое внимание уделяется соблюдению некоммерческими организациями требований федерального законодательства о представлении ежегодной отчетности. Так, ежегодно в срок не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным все зарегистрированные на территории юга Тюменской области некоммерческие организации обязаны представить отчет о своей деятельности в Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области. Согласно требованиям статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 №437-ФЗ) («Российская газета», №14, 24.01.1996) (далее – Федеральный закон №7), некоммерческие организации, обязаны представлять в Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области отчеты по Форме №ОН 0001, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» («Российская газета», №84, 21.04.2010) (далее – Приказ №72). Вместе с тем, необходимо отметить, что некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона №7, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, предоставляют информацию о продолжении своей деятельности в произвольной форме и в сроки, определяемые Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области. Общественные объединения направляют сведения о продолжении деятельности в соответствии с требованиями абзаца 4 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 №164-ФЗ) (далее – Федеральный закон №82), («Российская газета», №100, 25.05.1995), а также представляют информацию по форме №ОН 0003, утвержденной Приказом №72. Религиозные организации обязаны также в срок не позднее 15 апреля года, следующего, за отчетным, представлять отчеты по форме №ОР 0001, утвержденной Приказом №72. Вместе с тем, религиозные организации в соответствии с требованиями части 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции Федерального закона от 30.11.2010 №328-ФЗ) («Российская газета», №190, 01.10.1997) обязаны информировать Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, об изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Религиозная организация также обязана ежегодно информировать Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области о продолжении своей деятельности. Кроме того, все формы некоммерческих организаций, имеющих статус благотворительных, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 №383-ФЗ) («Российская газета», №159, 17.08.2005) дополнительно к вышеперечисленным отчетам обязаны ежегодно представлять в уполномоченный орган отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово - хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований данного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; о персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; о составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); о содержании и результатах деятельности благотворительной организации; о нарушениях требований указанного выше Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. Особое внимание законодателем уделено такой форме некоммерческой организации, как фонд: независимо от суммы поступивших за год денежных средств и иного имущества фонд обязан ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества (статья 118 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ и пункт 2 статьи 7 Федерального закона №7). За 2010 год в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области поступили отчетные документы от 821 некоммерческой организации, что составляет 41% от общего количества зарегистрированных некоммерческих организаций на территории юга Тюменской области. Статьей 32 Федерального закона №7 предусмотрено, что некоммерческие организации, своевременно не представившие отчеты о своей деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности, а в случае систематических нарушений – ликвидированы в судебном порядке. Большой объем работы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области направлен на выявление организаций, учитываемых в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций, но фактически прекративших свою деятельность. Так, руководствуясь разъяснением Минюста России от 19.11.2009 №15-5801, в порядке подготовки исковых заявлений, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области предварительно запрашивает в уполномоченных органах необходимую информацию о некоммерческих организациях, подлежащих ликвидации. Необходимо отметить, что в 2010 году Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области в судебные органы направлено 108 исковых заявлений о ликвидации (прекращении деятельности) некоммерческих организаций, в том числе по основаниям неоднократного непредставления некоммерческим организациями ежегодной отчетности. Также в качестве одной из мер реагирования на допущенные некоммерческими организациями нарушения действующего законодательства Российской Федерации, в части направления отчетов о продолжении деятельности является составление должностными лицами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области протоколов об административных правонарушениях. Так, в 2010 году должностными лицами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области составлен 61 протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 и статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 №442-ФЗ) («Российская газета, №256, 31.12.2001), в связи с невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), а также с непредставлением или несвоевременным представлением в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде. Однако проблема представления отчетности, встающая перед некоммерческими организациями, - это одна сторона медали, другая - это проблема непредставления отчетности некоммерческими организациями, встающая перед Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области. Причем, как показывает практика, не исполняют свою обязанность по представлению в уполномоченный орган отчетности не те организации, которые были созданы недавно, а как раз, наоборот, - осуществляющие свою деятельность довольно длительный период. Причины непредставления отчетности различны, но в основном сводятся к следующему: 1) Неинформированность - часто встречается у некоммерческих организаций, не получавших писем и предупреждений уполномоченного органа, переданных из налоговых органов. Причем письма и предупреждения данные организации не получают также по причине неисполнения требований законодательства, а именно: в трехдневный срок не информируют уполномоченный орган об изменении сведений о своем местонахождении; 2) Забывчивость - часто встречается у общественных объединений и религиозных организаций, которые связывают представление отчетности исключительно с получением писем или предупреждений уполномоченного органа. Кроме того, большинству некоммерческих организаций документы для регистрации, в том числе уставы, готовят юридические фирмы, которые не доводят до сведения своих клиентов, в соответствии с какими нормативными актами они должны осуществлять свою деятельность, а некоммерческие организации, в свою очередь, получив документы о своей регистрации, забывают о том, что у них есть устав, требования которого обязательны для исполнения, и в котором, как правило, имеется ссылка на соответствующий закон. Хочется отметить, что осуществление контроля за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации, в частности представления ими отчетности, является одним из основных направлений реализации контрольных функций Минюста России и его территориальных органов. Вместе с тем, также необходимо отметить, что одним из направлений государственного регулирования деятельности некоммерческих организаций является осуществление государственного финансового контроля за деятельностью некоммерческих организаций со стороны федеральных органов государственного финансоваого контроля (Счетная палата Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.), уполномоченных устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами. Понятие финансового контроля включает в себя: 1) Контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием, установленным нормам и правилам; 2) Контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами. Функции финансового контроля необходимы не только для выявления нарушений законодательства в финансовой сфере и принятия каких - либо мер по отношению к организации, но и для предупреждения возможных нарушений финансового законодательства, внесения предложений, связанных с изменением содержания нормативных - правовых актов, касающихся финансовой сферы. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими осуществление государственного финансового контроля являются: 1) Федеральный закон №7; 2) Федеральный закон №82; 3) Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 28.12.2010 №408-ФЗ); 4) Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций, заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 №90. Государственный финансовый контроль осуществляется в виде проверок соответствия деятельности по расходованию денежных средств и использованию иного имущества некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Данный контроль осуществляется путем проведения анализа и проверки достоверности поступивших от некоммерческих организаций отчетов и проведения документальных, выездных, плановых и внеплановых проверок. В ходе проведения проверок изучаются бухгалтерские документы некоммерческой организации в совокупности с ее учредительными документами. При этом необходимо наличие таких документов как: 1) Приказ по учетной политике организации; 2) Документов, содержащих годовую бухгалтерскую отчетность в объеме сведений, представляемых в налоговый орган; 3) Финансовый план или смета; 4) Книга учета доходов и расходов (для организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения); 5) Кассовая книга, первичные документы по кассе; 6) Оборотные ведомости; 7) Материальные отчеты; 8) Банковские документы по рублевым и валютным счетам; 9) Договора и документы об исполнении договоров (в том числе счета, счета-фактуры, акты приема выполненных работ); 10) Учредительные документы, решения и протоколы заседаний руководящих органов; 11) Акты приема-передачи и ввода в эксплуатацию основных средств, регистры учета основных средств; 12) Штатное расписание некоммерческой организации; 13) Авансовые отчеты, расчетно-платежные ведомости; 14) Другие документы, в том числе касающиеся получения грантов, участия в хозяйственных обществах и товариществах, ведения предпринимательской деятельности. Подводя итоги сказанному, необходимо отметить, что на сегодняшний день объективной необходимостью является усиление государственного контроля за созданием некоммерческих организаций, что должно быть выражено в усилении контролирующей функции государства, а именно на стадии государственной регистрации некоммерческих организаций. Кроме того, в части проведения государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций, главным считается прозрачность финансово - хозяйственной деятельности организации, то есть точность и полнота оформления документов, касающихся поступления денежных средств и имущества, расходования денежных средств и использования имущества некоммерческой организации.