У каждого человека всегда остаются и хранятся в памяти до глубокой старости яркие, незабываемые картины его детства. Пусть безрадостные, грустные или наоборот – светлые и весёлые, связанные с воспоминаниями о близких сердцу людях, пейзажах родных лугов, лесов, рек… Через всю жизнь мы проносим воспоминания о босоногом детстве, и, становясь взрослыми, невольно сравниваем то безвозвратно далёкое с современностью.
Барсук… Ты – река моего детства. Сколько радости дарил ты нам, сельской детворе своими тёплыми водами, поросшими ивняком берегами, одним видом своим! Был ты красив и полноводен тогда – полвека назад. Весной, когда вешние воды мутным потоком вырывались из берегов твоих, ломая и сокрушая всё на пути своём, ты казался грозным и непреступным. Но проходило время, и ты снова прятался в своё русло, тихий и спокойный.
А сколько ты сделал добра человеку, Барсук?! Ты крутил колёса водяных мельниц, что строили люди на твоих стремнинах, чтобы смолоть на муку выращенный урожай. В глубинах твоих тёмных омутов водилось несметное количество прожорливой щуки, жадных окуней, ленивых налимов, безобидных чебаков и пескарей, нахальных ершей, безобразных на вид раков… А в тихих, тёплых заводях нередко встречались карась и линь. Ты бескорыстно делился с человеком своими запасами, которым, казалось, не будет конца.
А как прекрасны были твои берега, Барсук, майскими днями! Они казались белоснежными на всём твоём восьмидесятикилометровом протяжении от цветения многочисленного черёмушника. А там, в глубине тальника, у самой кромки воды, благоухали в весеннем наряде кусты красной и чёрной смородины, а чуть поодаль присоединялись к ним заросли лесной малины. Рос здесь и хмель, обвивая своими усами-цветами соседние деревца.
И всё это добро ты отдавал осенью людям, радуясь вместе с ними богатым дарам матушки-природы.
Богат был ты и дичью. Стаи уток и гусей находили пристанище на твоих заболоченных берегах, выводили и растили потомство. Жили и строили плотины трудяги-бобры. И не потому ли назвали тебя Барсуком, река моя, что в прибрежных камышах и перелесках водилось множество кривоногих барсуков? Прилетали напиться твоей воды краснобровые косачи, спасались от зноя и гнуса великаны-лоси, в тальнике прятались от врагов и кормились в студёную зиму трусливые зайцы, вездесущие куропатки…
А сколько радости ты приносила, река, ребятне! Летними жаркими днями мы плескались и резвились в твоей воде, радуясь ей и солнцу. Глядя на нас, радовались и наши отцы, и наши матери. А нередко и сами, после нелёгкого трудового дня, смывали с себя свою усталость.
Но, пожалуй, большая твоя заслуга, Барсук, в том, что ты испокон веков давал людям главное – воду. Пили её и в стужу, и в палящую жару. Пили и люди, и звери. Пили и благодарили тебя, Барсук. Пили и боготворили.
…Прошли десятилетия. Что стало с тобой, Барсук? Где же радость твоя полноводная? Где былая сила? Где же черёмуховое цветение твоё майскими днями? Где же несметное твоё рыбное богатство?!
Бежишь ты сейчас чуть заметным серым ручейком среди осоки и чахлых зарослей тальника, уже не радуя окружение. Ещё пробуешь ты набрать прежнюю силушку вешним половодьем, словно вспоминая прошлое, да куда там! Пошумишь чуток, поиграешь льдинками день-два и угасаешь до будущей весны. Высохла твоя кормилица – Овдино болото, из которого начинаешь ты свой горький путь до Ишима-батюшки. Почти пересохли и превратились в овраги сёстры твои, питающие тебя жарким летом: Камыниха, Водопьянка, Хмелёвка, Рашиха, Дальняя речка, Крутиха, Черемшанка, Осинчиха… Лишь поросшие лесом крутые склоны напоминают о них.
Злом отплатил тебе человек за доброту твою, Барсук. Он вырубил и раскорчевал кустарник, леса с берегов твоих, которые защищали тебя и сестёр твоих от летнего зноя, осушил и распахал окрест болота, из которых ты брал для себя влагу. Нарушил, вытоптал твою прибрежную красоту. Разогнал, погубил птицу и зверя. Он устраивает на твоих берегах свалки мусора, сбрасывает в некогда чистые воды нечистоты, от которых задыхается и гибнет рыба. А когда ты однажды попросил его поддержать тебя, подпереть плотиной, чтобы ты вновь мог взбодриться, разгуляться по низинкам и овражкам, вздохнуть свободно и могуче, лишь махнул рукой – не до тебя.
…Плачь, Барсук! Оплакивай свою судьбу, река моего детства, потому как мы, люди вскормленные, как и ты, матерью-природой, не могли тебя сохранить в первозданной красоте. Хуже – загубили тебя! Нет нам прощения от наших детей, не будет его и от детей наших детей.
Плачь, Барсук…
А.ДМИТРИЕВ
На снимках: так выглядит Барсук в с.Озерное
(слева), а так – в с.Калинино.
Фото автора