Медиакарта
1:48 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

От первого звонка и до последнего

От первого звонка и до последнего
16:27 | 24 августа 2012

Успех тобольских выпускников при поступлении в высшие учебные заведения в течение многих лет не только напоминает о высоком качестве образования, которое дают школы города, но и является официальным признанием того факта, что высокорезультативная работа в области образования представляет собой высший пилотаж менеджмента. Об этом, а также о великой и трудной миссии учителя, мы говорим сегодня, накануне августовской конференции, где педагоги подводят итоги прошлого года, говорят о новациях, делятся опытом, ну и, конечно, проводят работу над ошибками, с Натальей Белышевой, председателем комитета народного образования администрации города Тобольска.

Миссия выполнима

– С чем бы вы сравнили деятельность образовательного учреждения?

– Я скажу так, деятельность образовательного учреждения гораздо сложнее работы любого коммерческого предприятия, завода, супермаркета. Ведь в школе необходимо организовать грамотно выстроенный персонально ориентированный учебный процесс, обеспечив максимальное усвоение знаний, высокую мотивацию учащихся, окружить душевным вниманием каждого ребёнка, принять меры для сохранения физического здоровья подопечных и одновременно позаботиться о слаженной работе всех служб жизнеобеспечения школ. День за днём формировать сознание, душу человека, интеллект, физическое и нравственное здоровье – это очень непросто.

– Школьные годы… Они пролетят быстро, так же стремительно, как промчались по школьному двору мальчишки на роликовых коньках. И так же безвозвратно, как взметнулись в синее небо выпущенные малышом разноцветные шары… Больше-меньше школьников сядут за парты в этом учебном году?

– Больше. За последние годы в городе, что не может нас не радовать, значительно улучшилась демографическая ситуация. В результате, в течение трёх лет наблюдается рост численности детей на начальной ступени обучения. Так, если в 2009 – 2010 учебном году контингент первоклассников составил 1234 человека, то в 2011 – 2012 – 1346. То есть, в учреждения дошкольного образования придут на 8% больше учеников, чем было в прошлом учебном году, а в общеобразовательные – на 3,76%.

– Справитесь? В этой связи не могу не спросить: «А как обстоят дела с учительскими кадрами?»

– Кадры у нас стабильные. Сегодня в сфере общего и дошкольного образования задействовано 1292 педагогических работника, но мы стараемся каждый год обновлять коллективы выпускниками ГОУ ВПО «ТГСПА им. Д.И. Менделеева». Так, в этом учебном году ожидаем 32 молодых специалистов.

Мы – самые умные?

– Наталья Владиславовна, авторитет школ Тобольска признан на уровне области, но на дос-тигнутом вы останавливаться не намерены?

– Мы живём в реальных социально-экономических и общественно-политических условиях. И не думать о конкурентоспособности наших выпускников мы права не имеем.

Динамично меняется всё, в том числе и система образования. В этой связи могу назвать ряд позитивных тенденций, которые позволяют обес-печить получение качественного общего образования. Это и преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования, и переход на обучение с 1 сентября 2011 года по программам ФГОС начального общего образования, и организация предпрофильной подготовки в 9-х классах и профильного обучения на ступени среднего общего образования, и предоставление равных возможностей детям с ограниченными возможностями здоровья.

В целях развития альтернативных форм получения образования в учреждениях были созданы все необходимые условия для реализации прав граждан на образование с учётом потребностей и возможностей обучающихся. Кроме того, 1179 учащихся получали образование повышенного уровня в МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана», МАОУ «Лицей».

В 2011-2012 учебном году успешно сдали экзамены и получили аттестат о среднем образовании 612 выпускников. Из них 17 выпускников получили аттестаты с золотой медалью, 11 – с серебряной. Считаю, сегодня очень важно, какие навыки, умения наряду со знаниями получит человек во время обучения. Сумеем вложить в него нечто неординарное, существенно отличающее его от выпускников других школ, он обязательно найдёт своё место в жизни.

– Что вы понимаете под неординарностью?

– Мы не просто рассуждаем, плоха или хороша система российского образования. К примеру, единство образовательного пространства в общеобразовательных учреждениях г. Тобольска обеспечивается за счёт преемственности программ на разных ступенях общего образования. На начальной ступени обучения в образовательных учреждениях реализовывались программы и учебно-методические комплексы: «Начальная школа XXI века” под редакцией Н.Ф. Виноградовой; “Планета знаний” под редакцией И.А. Петровой; “Школа 2100”, программа развивающего обучения Л.В. Занкова; система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Можно ведь жить и трудиться незатейливо, а можно – с азартом. Многие полагают, что школа работает для того, чтобы дать образование. Это, конечно же, так, но она работает и для того, чтобы сделать наших выпускников успешными. Школа никогда не была и не будет этаким производственным процессом, где технология отлажена раз и навсегда. Мы постоянно в поиске, регулярно ведём мониторинг, анализируем, размышляем. Школа соответствует сегодняшнему уровню развития общества и изменяется так, чтобы конкурентоспособные преимущества были очевидны.

Я уже не раз отмечала, что живём в рыночных условиях и, если мы умные, обязаны опережать события. Организация постепенного перехода на ФГОС второго поколения логически оправданна. Не все ведь талантливы, усидчивы, усердны. Но и им надо с чего-го начинать, согласитесь? Во всех первых классах общеобразовательных учреждений в отчётном году внедрены ФГОС НОО. А экспериментальные площадки на базе МАОУ “Средняя общеобразовательная школа № 16”, МАОУ “Гимназия имени Н.Д. Лицмана” дают уникальную возможность получить столько знаний, навыков и умений, сколько ребята готовы усвоить. Кроме того, в 2012 – 2013 учебном году в часть учебного плана для 4-х классов вводим комплексный учебный курс “Основы религиозных культур и светской этики”. Зачем, скажете? Отвечаю, чтобы наши дети были нравственными, культурными, уважительно относились к традициям многонационального народа России, а также могли вести диалог с представителями других мировоззрений. Во многих общеобразовательных учреждениях реализуются программы специального коррекционного образования. Не забыли мы и о профильном образовании, оно ведётся в 18 школах на старшей ступени обучения и им будет охвачено 40% учащихся.

– Как оценить эффективность учительского труда?

– Мерилом качества преподавания, несомненно, было и есть число выпускников, поступивших в институты, но, на мой взгляд, гордость любого учителя – состоявшиеся ученики.

– 1 сентября настоящий праздник не только для учителей, школьников. Что бы вы пожелали им накануне этого события?

– Успешного нового учебного года.

Беседовала Вера ХОХЛОВА