– Нажимай сильнее, не бойся, – говорит девушке Рите знаменитый косторез Минсалим Тимергазеев.
Рита послушно жмет на педаль микромотора, спрятанную под столом, машинка (ее называют прокксоновской) для резьбы по кости в руках мастера жужжит громче.
Минсалим Валиахметович касается наконечником костяной заготовки, выводит на ней линию, показывает Рите, что бояться шумной машинки не стоит - напротив, надо быть поувереннее.
– Что вырезать? – спрашивает девушка.
– А что хочешь!
Главное в первом уроке резьбы по кости - все-таки не результат. Главное - почувствовать, как поддается под твоим напором твердый, но по-своему податливый материал.
На это решились далеко не все посетители многочисленных мастер-классов, которые прошли в рамках «Бархатного сезона», объявленного музейным комплексом имени Ивана Словцова.
После официального открытия, которое по традиции состоялось на крыльце музея изобразительных искусств, большая часть гостей сразу же устремилась сюда - в галерею народных ремесел и промыслов, справедливо решив, что выставки никуда не денутся, а вот умельцы могут провести мастер-классы и разойтись.
… Стол Тимергазеева, пожалуй, гости занимали реже других: для работы с костью нужна некоторая смелость. Зато мэтр мог работать с немногочисленными учениками подолгу, уделить каждому максимум внимания.
Мастер по изготовлению народной куклы Арина Бадьянова всех своих учеников побаловать пристальным вниманием не могла. Хотя старалась. Но слишком уж много их собралось: девчонки, девушки и женщины обступили длинный стол, заняли все стулья, некоторые остались стоять, держа в руках лоскуты ткани, из которых предстояло свернуть маленькую куклу-оберег.
У мастера куколка получается с первого раза, хватает лишь нескольких уверенных движений. У учеников выходят невнятные узелки из ткани. Но кто упорен и занятия не бросает, тот своего добивается. И вот, у сидящих за столом в руках оказываются игрушечные деревенские девчонки в цветастых юбках.
Рядом толпятся те, кому не хватило места за столом. Ждут «второго захода», делая вид, будто присматриваются и принюхиваются к коллекции чердачной куклы. Если как следует втянуть воздух носом, то почувствуешь запах корицы, которой пропитывают ткань для пошива кукол.
А вообще, если сам мастерить ничего не хочешь, можно просто смотреть, как ткут пояс или настоящий пушистый тюменский ковер. А можно отправиться путешествовать по выставкам музея изобразительных искусств. Тем более что те 150 рублей, которые были отданы за билет при входе, давали доступ ко всем экспозициям. Только за коммерческую выставку «Лукоморье» пришлось доплачивать, но и без нее было интересно.
На выставке «Тюмень – столица…» экскурсоводы и сами будто бы стали экспонатами: нарядились в костюмы, соответствующие эпохе. Стилизованные, конечно, но антуража добавляют. Все-таки экскурсовод Диана, демонстрирующая гостям вертикальную сосновую мостовую или коллекцию фотографий тюменцев, что жили в самом начале XX века, и сама выглядит, словно сошла с этих фотографий на эту мостовую.
Родители убеждали детей подняться на второй этаж – на выставку «Гроза двенадцатого года». Правда, ребятишкам имена героев Отечественной войны пока еще ни о чем не говорят. Живописные и гравированные портреты – тоже. А вот императора Александра I Благословенного, портрет которого составляет центральную часть экспозиции, они знают. Так что эффект узнавания был достигнут.
Да и о доплате за вход на выставку «Лукоморье» родители не пожалели. Как ни крути, двигающиеся и говорящие фигуры персонажей сказок Пушкина – это то, что интересно детям.
… А тем временем на рабочем столе Минсалима Тимергазеева выросла небольшая горка использованных костяных заготовок, расчерченных линиями, – гости натренировались в свое удовольствие. Некоторые уходили, договорившись с мастерами о скорой встрече, записывались на мастер-классы, обменивались номерами телефонов.
И заодно изучали дальнейшую программу «Бархатного сезона». Он продлится до 22 сентября: каждую субботу один из филиалов музейного комплекса будет работать допоздна. Следующий на очереди – археологический музей-заповедник на озере Андреевском.