Выставочный зал в «Ермаке» продолжает радовать посетителей
Графика – искусство строгое и на первый взгляд простое. Но за этой кажущейся простотой скрывается многое… Да что там «многое» – весь мир можно рассмотреть, глядя на «воздух белого листа»*, пронизанный монохромной конструкцией из линий и штрихов.
Уважаемые читатели, ведомо ли вам, что связывает наш любимый город и государство Ватикан?.. Вот и я не знал. А пришёл на выставку работ художника Александра Шибанова и просветился. Столицу cибирского православия и суверенную территорию римско-католической церкви объединил уральский мастер графики. В 1995 году он создал экслибрис Тобольского костёла (приход им. Пресвятой Троицы). Вскоре поляки преподнесли эту работу Папе Римскому. А в 1996 году ещё один оттиск экслибриса был замурован под крестом центральной башни сибирского католического храма, открывшегося тогда после реставрации.
И вот теперь в павильоне «Вольница» ТК «Ермак» всяк желающий может увидеть тот самый экслибрис. Да и кроме него есть, на что посмотреть и о чём подумать. 241 работу привёз в Тобольск художник. На 25 листах – экслибрисы. На 15 запечатлён в графике родной город Александра Шибанова Магнитогорск. Остальное – прекрасные в своём лаконизме образчики книжной графики.
Экслибрис – искусство древнее (первый русский образец датируется 1493 годом). Когда-то такой знак имел сугубо прикладное значение, подтверждая принадлежность того или иного издания к конкретному лицу либо библиотеке. Впоследствии эти личные книжные (ex libris в переводе с латыни – «из книг») штампы стали отдельным направлением искусства.
Художник, представляющий свои работы в «Ермаке», более известен как раз в качестве мастера экслибриса. Его произведения находятся во Всероссийском фонде культуры, в собраниях Лондонского Королевского общества графики и экслибриса, в Московском музее экслибриса, в музеях Магнитогорска, частных коллекциях в России и за рубежом.
На тобольской выставке Шибанова можно увидеть рядом с упомянутым выше костёлом экслибрис Иоанна Павла II (предстоятель римско-католической церкви 1978–2005 гг.). Есть здесь и цикл православного священничества – экслибрис Патриарха Московского и всея Руси Пимена посвящён 1000-летию крещения Руси (1988 год) и сопровож-дён личным благословением предстоятеля.
На отдельном планшете экспонированы работы, связанные с именем Владимира Высоцкого. Одна из них также с автографом: «Благодарю вас, Александр Геннадьевич, за память о моём сыне Володе, за вашу талантливо выполненную работу», – пишет Нина Максимовна Высоцкая в декабре 1987 года.
Есть несколько графических работ, связанных с театром. Это неудивительно, ведь несколько своих юных лет будущий художник отдал сцене – служил артистом в Магнитогорском драматическом имени Пушкина.
Интересен экслибрис, посвящённый Тобольску. Ислам, православие и католицизм выглядят на нём неким божественным триединством – столпами Веры и Справедливости. И, конечно же, представлены штампы «из книг» организаторов выставки – фонда «Возрождение Тобольска» и Аркадия Елфимова.
*Определение В.А. Фаворского
Дмитрий КАРАСИЕР
Юрий ПОПОВ (фото)