Медиакарта
19:00 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Перекрёсток мнений. Основы морали – дело семейное

Перекрёсток мнений. Основы морали – дело семейное
15:39 | 31 августа 2012

Основы морали – дело семейное

Школы Тобольска уже определились с модулями нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», и выбор их оказался неоднозначным. Для меня это хороший знак, ведь значит, при анкетировании родителям в учебных заведениях не навязывали своё мнение, и все «за» и «против» мамы и папы взвешивали сами.

Если говорить о предмете в общем, то, по-моему, он, по сути, школьникам не нужен. Я сама окончила школу шесть лет назад и прекрасно помню, что те знания, которые будут преподавать детям в ходе нового курса, мы получали в более доступной форме на других уроках.

К примеру, различные взаимоотношения человека с обществом мы изучали на обществознании. О морали или нравственности учителя рассказывали нам на уроках литературы, приводя в пример героизм или подлость героев интереснейших произведений. Список тем и занятий можно продолжить, но, бесспорно, главные уроки об уважении к чужим народам, религиям, о чести и достоинстве, идеалах и порядочности мне преподавали родители.

И я глубоко уверена, сколько девятилетнему мальчику ни говорить в школе о том, что, к примеру, девочек бить нельзя, он всё равно будет плохо себя вести, глядя на то, как пьяный отец безнаказанно поколачивает мать. Всё начинается с семьи, и уроки об основах светской этики и уважении к различным конфессиям необходимо организовывать как раз для родителей, ведь именно они в детстве для каждого ребёнка должны быть главными мудрыми авторитетами, знающими ответ на любой вопрос.

Однако, что поделать, предмет всё-таки будут преподавать детям. Отмечу, что период апробации курса прошёл не во всех регионах страны и длился всего лишь два года. К примеру, тот же Единый государственный экзамен вводили не сразу. На протяжении не менее пяти лет его запускали не спеша, и помню, как я сдавала ЕГЭ ещё на экспериментальном уровне.

«Основы религиозных культур и светской этики» начнут преподавать сразу и везде в полном объёме. Большое удивление у меня вызвал тот факт, что он стартует в четвёртых классах. Вы посмотрите на названия уроков: «Методика создания морального кодекса в школе», «Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства», «Государство и мораль гражданина». Лично я и в свои 23 года с трудом воспринимаю эти понятия, а каково малышу, который только-только изучил на природоведении, почему крышка старомодного чайника «прыгает» при закипании воды и почему шуба не греет?

Лучше было бы повысить возрастную планку учеников или поработать, как следует, над темами, максимально упростив тексты. Что касается изображений в учебниках, то здесь мне бы хотелось привести цитату критической статьи старшего научного сотрудника Института философии РАН, О.П. Зубец: «Иллюстрации вызывают серьезные возражения – они носят явно тенденциозный и ограниченный характер, местами просто противоречат содержанию идей (например, урок о специфике морали проиллюстрирован изображениями Государственной Думы)».

Несмотря на большое количество недоработок, предмет в экстренном порядке (по-другому и не назовёшь) всё же шагнёт в российские школы. Сомневаюсь, что этот блин не выйдет комом, но надеюсь, что к моменту, когда мой ребёнок пойдёт в четвёртый класс, этого курса уже не будет.

Юлия ШАЙМУРАТОВА

В размышлениях о вечном

Вот ведь какая штука… Родители мои были атеистами, и общество вокруг набожностью не отличалось. С тех пор я немного повзрослел (не знаю уж, как там общество), но бога в своей ничтожной душонке так и не отыскал. Не очень-то верую и в то, что бог этот «проживает» в нынешних храмах, источая благодать на всякого, сложившего персты особым образом, раскинувшего молитвенный коврик либо покрывающего плечи свои талесом.

Так сложилось моё воззрение на мир, и ничего здесь уже не изменить.

И при всём этом посмею выразить частное мнение в пользу введения в школьную программу «Основ религиозных культур».

Говорить с детьми о религии и боге надо (просто необходимо). Не назидая и ни в коем случае не навязывая, учить не поучая. Нам никуда не деться от этого разговора в контексте изучения мировой истории, литературы и точных наук.

Даже отрицая божественное происхождение человека, невозможно не признать, что религия сопровождает его на всём пути развития, начиная от момента первого взгляда на звёзды. Может быть, тогда он и стал собственно человеком.

Безусловно, вопросы «верить – не верить» относятся к категории задушевных, личных. Здесь человек идёт в первую очередь по пути традиции, сформировавшейся в его семье, этнической группе. В школе же (общеобразовательной, светской) должно не обращать малолетних сынов и дщерей в ту или иную систему верований, а всего лишь образовывать их, формируя по возможности цельное воззрение, понимание всей картины мира.

И пусть это будет предмет. И пусть даже с 4 класса… Опасения здесь возникают иного рода. Главное из них сформулирую в коротком, бьющем наотмашь вопросе: кто?

Со светской этикой ещё можно как-то разобраться, но как быть с «Основами религиозных культур»? – спрашиваю я сам у себя, у вас и у тех, кто задумал полезное нововведение.

Учителей всегда было немного (не о педагогах говорю – об Учителях), а уж сегодня… Да простят меня те, для кого это поприще – призвание. Они есть, безусловно, их не может не быть. Но сколь же немногочисленна манипула сия в легионе тех, кто пришёл в школу «просто работать».

И я ещё раз вопию к неведомым чёрным высям – КТО?!?

Всеразвращающее дыхание дракона потребления опалило всё общество, в том числе и тех, кто по определению должен быть лучше прочих. И если бы сегодня собрать у участников августовского совещания всю «ювелирку», то отменных размеров золотого тельца можно было бы отлить.

Да и не в одном блес-тящем металле дело. Как ни крути – из многих званных, «брошенных» на новый предмет школьной программы, избранных будет всё равно недостаточно.

Так кто же?.. Кто сможет спокойно, с подлинным пониманием вопроса вопросов, помочь озорному мальцу с чернильным пятном под носом или увенчанной бантами тихоне-отличнице хоть чуточку разобраться в такой тонкой материи, как религия?

Задаю этот вопрос ещё раз – уже тише… И по-прежнему не слышу ответа.

А модули определены, и учебники готовы. Даже и с картинками.

Дмитрий КАРАСИЕР

БЛИЦ-ОПРОС

Как относятся к новому школьному предмету «Основы религиозных культур и светской этики», и какой модуль им кажется наиболее приемлем, мы поинтересовались у представителей разных конфессий.

Иерей Виталий (Ведерников), заведующий иконописной школой при Тобольской духовной семинарии:

– На мой взгляд, необходимо преподавать в школах курс «Основы православной культуры», так как большинство учащихся относит себя к православным. И для них православный ликбез просто необходим.

На приходах мы зачастую сталкиваемся с тем, что не только дети, но и взрослые люди пребывают в некоем полуязыческом состоянии, не являются воцерковлёнными, мало что знают о Создателе и о православных традициях. По сути эти знания человек должен получать с детства. В какой-то степени эту функцию выполняют воскресные школы, созданные при храмах, но там небольшой охват детей.

С введением этого курса в учебную школьную программу можно говорить об ином масштабе. При этом ни в коем разе нельзя ущемлять интересы детей, воспитывающихся в семьях мусульман. Для них должна быть альтернатива – «Основы исламской культуры».

Хусаин Арангулов, певец, косторез:

– Самым правильным будет, если школьникам будут рассказывать о мировых религиях и национальных культурах, что позволит им получить общее представление о духовной жизни, понять, что религий на земле много, путь к Богу у каждого народа свой, но Бог един. Эти знания для подрастающего поколения необходимы, как воздух. Ну а преподавать детям основы только одной религиозной культуры, будь то православие или ислам, считаю излишним.

Ирина Дмитриева, председатель правления Тюменской региональной общественной организации «Центр немецкой культуры»:

– Сама я православная, православие приняли и многие российские немцы, проживающие в Тобольске. Но есть в нашем центре и немало лютеран, католиков. Все мы единодушны во мнении, что в школе необходимо преподавать предмет, который бы рассказывал детям о мировых религиях и культурах. Школьники должны получать полное представление о мире и народах, его населяющих, знать и уважать традиционные религии, национальные праздники, обычаи, обряды, кухню. И тогда мы сможем воспитать человека высокой культуры, склонного к толерантности.

Анна ЩЕРБИНИНА