Медиакарта
16:25 | 2 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Жизнь диктует новые образы

Когда устаёшь от житейских проблем и бесконечных забот, невольно ищешь пристань для того, чтобы отдохнуть, осмыслить происходящее, определиться, как жить дальше. Вот и в жизни Любови Ивановны Лазаревой однажды наступил момент, когда душа потребовала от неё, художника и творческой личности, покоя.

Уж очень активно и беспокойно жила. Объехала пол-страны. Родилась в Тюмени, работала в Москве, Ханты-Мансийске, под Иркутском – художником-оформителем, директором Дома культуры, воспитателем. Пятерых детей родила и воспитала.

В Хмелёвку привели дороги непростой судьбы, и это самобытное село стало надёжным пристанищем на долгие годы. Семь лет назад в Тюмени Любовь Ивановна познакомилась с Николаем Николаевичем Деревянкиным. Эти люди нашли много общего, большая разница в возрасте не мешает их союзу. Николай Николаевич – труженик тыла, имеет многочисленные награды, среди которых «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Получил почти сразу после Победы. Хмелёвка – родина Николая Николаевича, здесь жила его мама. Когда позвал Деревянкин Любовь Ивановну в родное село, тем самым сделав ей предложение, она согласилась. И не пожалела о своём решении. Здесь, кажется, на самом краю света, а не только Голышмановского района, нашла она и кров, и покой, и вдохновение.

Любовь Ивановна Лазарева тонко чувствует красоту окружающего мира. Откуда в тюменской зареченской девчонке такой талант? Лазарева считает – в корнях. Дед её, по материнской родне Ливицкий, был художником. Работал в Тюменском кинотеатре «Темп» оформителем. Отец Любы – фронтовик, прошёл три войны: финскую, Великую Отечественную, японскую. У него был красивый убористый почерк. Помнит Люба, как он витиевато расписывался, а рядом с росписью обычно оставлял какую-нибудь картинку – голубей, например. Дочь всегда с интересом рассматривала их, пыталась повторить. Серьёзно Любовь занялась рисованием, когда пошла в школу. Был у неё хороший учитель рисования. Он разглядел в работах девочки способности к творчеству. Любовь Ивановна рассказывает:

Учитель всем раздавал одни рисунки для репродукций, а мне – совсем другие, много занимался со мной. Рисовала не только карандашами, но и угольками. В советское время всё больше агитационные плакаты воспроизводила. В.И. Ленина, к примеру, могла за ночь нарисовать. И только, когда вышла на пенсию да перебралась в Хмелёвку, позволила себе творить пейзажи на холсте, на листах ДВП или фанере. Часто бродит по перелескам и полям с фотоаппаратом в руках, чтобы уловить нестойкие, но такие милые сердцу сюжеты. Пишет маслом. Специального художественного образования Любовь Ивановна не получила, но её работам свойственна своя, лазаревская, техника. И привычные хмелёвские места в её картинах приобретают особенные краски и неповторимость. Однажды встречалась с профессиональным художником Быстринским из Москвы, показывала ему свои работы. Он оценил творчество художницы высоко.

«В ожидании весны», «Лето», «Зимнее утро», «Полянка», «Осень в распадке» – эти сюжеты навеяны природой края. А вот «Часовня», «Скит», «Эльбрус» – навеяны воспоминаниями. Есть репродукции понравившихся картин. Когда нет вдохновения, подолгу не подходит к мольберту, молчат кисти и краски.

Накануне Дня Победы она села за полотно. «Подвиг народа бессмертен» так назвала. Здесь Любовь Ивановна объединила разные сюжеты одной темой Победы: «Родина-мать зовёт», Спас – на-крови, дорога на Берлин, рабочие в тылу на заводе, знамя Победы над рейхстагом. А на переднем плане картины – седой ветеран-фронтовик, на груди его – ордена. Вторая работа художницы – «Весна 45 года». В отличие от масштабного полотнища здесь совсем не пафосная тема, а грустная, трагическая. Молоденькая медсестра возвращается с фронта. Она выжила в боях, вернулась домой. А здесь печаль. Любови Ивановне удалось передать настроение женщины, сидящей у могилки. Кто этот солдат – жених, муж, отец?

Близки эти темы Любови Ивановне, когда писала их – вспоминала об отце-фронтовике, о любимом сыне, которого не дождалась из армии уже в мирное время. В этих картинах – часть судьбы, её утрат.

Творческое начало художника, ощущения окружающей природы проявляется у Лазаревой и в быту. Когда приехала в Хмелёвку, вместе с мужем занялась садом, разводит цветы. Как много у неё в доме фиалок! А в саду королевы-розы, прихотливые клематисы. Украшают двор каменистые участки. Летом во дворе у супругов благоухает и цветёт даже самый невзрачный, на взгляд обывателя, цветок. Всё, что окружает художника, создаёт творческое настроение. Поэтому не иссякает источник вдохновения, и каждый день жизни преподносит новые темы и образы.

Любовь Алексеева

Фото Екатерины Кадочниковой