Но откуда взялись они – где Смоленск, а где Сибирь?
Оказывается, в июле 1808 года военный министр Алексей Аракчеев отдал приказ о следовании из Сибири в Казань Сибирского и Иркутского драгунских полков, Ширванского и Томского мушкетёрских полков, передислокации Селенгинского мушкетёрского и 18-го егерского полков. Под началом генерал-майора Антона Скалона сибиряки в 1809-м дошли до Волынской губернии, конечного пункта своего назначения. Приказ был мотивирован сложной и взрывоопасной ситуацией в Европе. Министр в данном случае не просчитался.
Начало войны с Наполеоном сибиряки встретили на передовых позициях. С 12 июня 1812 года сибирские полки участвовали в арьергардных боях 1-й и 2-й русских Западных армий. Эти сражения обеспечили соединение наших армий под Смоленском. 25 и 26 июля Селенгинский полк в составе пехотной дивизии Петра Коновницына двое суток сдерживал продвижение к Витебску трёх французских корпусов.
Как сообщают исследователи тех событий, после Смоленского сражения французы заговорили о сибиряках с уважением и страхом. Под Смоленском ими командовал генерал-майор Антон Скалон, француз по крови, сибиряк по рождению. Потомственный военный родился на Алтае, в Бийске. Когда под Смоленском русские драгуны, не выдержав кавалерийской атаки дивизии Брюйера, бежали в город, артиллерийские позиции русских и защищавшая их пехота остались без прикрытия. Видя это, командовавший резервом генерал Скалон решился на отчаянный шаг: повёл сибирских драгун в контратаку во фланг наступавшим французам. Это было против правил, против здравого смысла. Поражённые французские артиллеристы замерли с зажжёнными фитилями у своих орудий. Они не смели сделать ни выстрела, боясь угодить в своих.
Выигранного времени хватило для спасения русских батарей и пехоты. Предпринятый Скалоном манёвр сорвал попытку французов молниеносно ворваться в Смоленск. Генерал-майор остался с последним эскадроном прикрывать отход основных сил и погиб от разорвавшейся рядом с ним гранаты.
По личному указанию Наполеона русский герой был похоронен у подножия Королевского бастиона Смоленска с отданием всех почестей. Французский император присутствовал при погребении и, соблюдая русский обычай, бросил на могилу генерала горсть земли.
В 1812-м на Бородинском поле сибиряки защищали две важные позиции – Багратионовы флеши и батарею Раевского. Флеши французы атаковали семь раз. В решающий момент на помощь защитникам пришла 3-я пехотная дивизия генерал-лейтенанта Петра Коновницына, в составе которой были Селенгинский пехотный полк, Иркутский и Сибирский драгунские полки из 3-го кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта Петра Палена…