Медиакарта
10:06 | 4 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Мы были дети 1812 года…»

«Мы были дети 1812 года…»
15:21 | 07 сентября 2012

С кем Россия воевала в 1812 году? Увы, этот, казалось бы, простой вопрос сегодня многих ставит в тупик.

Согласно опросу фонда «Общественное мнение», проведённого в канун 200-летия начала боевых действий с Наполеоном, почти треть нынешних россиян указали в своих анкетах неправильный ответ. Наибольшую осведомленность о событиях 1812 года показали представители возрастной категории 46-65 лет - 77 процентов правильных ответов. Что же касается молодого поколения (от 18 до 30 лет), то оно оказалось наименее информированным. А ведь именно эти молодые люди в массе своей являются активными пользователями Интернета. Какие же знания они черпают из «всемирной паутины»? Осведомлены ли они о том, что 200-летие Отечественной войны 1812 года объявлено Президентом РФ главным событием Года российской истории и почему? Каким образом те далёкие события отразились в истории Сибири в целом, и Тобольской губернии в частности?

12 июня 1812 года французы перешли через реку Неман. Началась война, потребовавшая беспримерной мобилизации людских сил и материальных ресурсов, единения всех слоев российского общества и недаром получившая название Отечественной. Под командованием Наполеона выступила огромная по тем временам армия, насчитывающая около 610 тысяч человек. Россия смогла противопоставить неприятелю на первоначальном этапе только около 240 тысяч. В начале августа разыгралось грандиозное Смоленское сражение, в котором героически бился с противником и прославленный 38-й Тобольский пехотный полк под началом Петра Шрейдера, сформированный ещё в 1703 году по указу самого Петра Великого. Отличился в этой битве среди многих один из будущих губернаторов Западной Сибири Пётр Капцевич, удостоенный впоследствии золотой шпаги с надписью «За храбрость», украшенной алмазами. Попытка Бонапарта разгромить основные силы русских в сражении под Смоленском закончилась неудачей. 26 августа последовала Бородинская битва, не выявившая победителей и побеждённых. Превосходящие силы французов натолкнулись на массовый героизм русской армии.

Кратковременная сдача Москвы не привела к поражению, а только укрепила дух русского общества. И вскоре началось изгнание «непобедимой» армии за пределы Российской империи.

Отечественная война 1812 года имела далеко идущие последствия для хода российской и мировой истории. С ней связано и такое значимое явление общественной жизни, как декабризм. По мнению авторитетных историков, отражение нашествия полчищ Наполеона и заграничные освободительные походы русского воинства пробудили национальное самосознание и дворянства, и простого народа. Драматические события 1825 года, закончившиеся выступлением декабристов на Сенатской площади Санкт-Петербурга, и 1812 год нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Побывав за границей, будущие декабристы пришли к пониманию того, что народ, победивший самого коварного и деспотичного врага, достоин лучшей участи. В выдающихся для того времени документах, прежде всего в «Русской правде» Павла Пестеля и «Конституции» Никиты Муравьева, предложена целостная программа демократических преобразований в обществе, включая отмену крепостного права, намечены пути укрепления экономической и военной мощи России в соответствии с её обширной территорией, несметными природными богатствами, неиссякаемым культурным, духовно-нравственным потенциалом русского и других народов страны. Итогом перемен должно было стать построение в новой России общества социальной справедливости, где главным нравственным стержнем выступает равенство всех без исключения граждан перед законом.

Несколько лет назад я вёл переписку с капитаном I ранга, старшим научным сотрудником Института военной истории МО РФ Сергеем Бутовым. В его книге «За дело правды и чести», подаренной Ялуторовскому музею, есть интереснейшая статья «Декабристы и связь поколений» П.Н.Милюкова, председателя кадетской партии, члена Госдумы, министра иностранных дел Временного правительства (1917 г.), с октября 1917 года - белоэмигранта. Впервые этот исторический документ, написанный в 1925 году к 100-летней годовщине восстания декабристов, увидел свет в газете «Последние новости» в Париже под рубрикой «Голос минувшего на чужой стороне». Позволю себе небольшую цитату из этой статьи: «Большие исторические задачи вообще не осуществляются на пространстве одной человеческой жизни. Чтобы их достигнуть, нужно передавать их от поколения к поколению. Только политическое воспитание поколений в стремлении к одной национальной цели может обеспечить её достижение. Такое единство в постановке и преследовании национальных задач у нас становится возможно со времени Петра. В этой цепи поколений, несущих русскую интеллигентную традицию, декабристы занимают, если положить по четыре поколения на столетие, пятое место. Они поднимают нить своих непосредственных предшественников Новикова и Радищева и передают её своему непосредственному преемнику, Герцену. Достаточно назвать эти имена, чтобы создать в умах читателей, знакомых с историей русской интеллигенции, отчётливое представление о месте декабристов в цепи поколений русской интеллигенции».

Разве эти мысли не актуальны для наших дней?! Разве это не повод, чтобы приобщать к наследию декабристов молодое поколение?! На ниве воспитания патриотизма, истинной любви к Отечеству и построена знаковая выставка «За честь к Отчизне», открывшаяся в Ялуторовске в мемориальном доме декабриста, участника Отечественной войны 1812 года М.И.Муравьёва-Апостола. В своей записной книжке, начатой в 1870-х годах, Матвей Иванович оставил удивительное признание: «Каждый раз, когда я ухожу от настоящего и возвращаюсь к прошедшему, я нахожу в нём значительно больше теплоты. Разница в обоих моментах выражается одним словом - мы тогда «любили». Мы были дети 1812 года. Принести в жертву всё, даже самую жизнь, ради любви к Отечеству было сердечным пробуждением. Наши чувства были чужды эгоизма. Призываю бога в свидетели тому!».

То же самое может сказать любой его «соузник», стоявший под градом картечи на Бородинском поле или под Кульмом, а потом гнивший в казематах Петропавловской крепости, находившийся на каторге или поселении в Восточной и Западной Сибири. Из девяти декабристов, отбывавших ссылку в Ялуторовске в период с 1829-го по 1856 гг., пятеро - участники Отечественной войны 1812 года. С гордостью носили мундир прапорщика лейб-гвардии Семёновского полка М.И.Муравьёв-Апостол и И.Д.Якушкин, главные фигуры ялуторовской колонии ссыльных. Дома, в которых они проживали в ссылке, стали основой первого в СССР музея Памяти декабристов. А то, что они сделали для воспитания целого поколения сибиряков, трудно переоценить. Навечно в историю просвещения Сибири вошли школы для мальчиков и девочек, работавшие по ланкастерскому методу.

В музейной экспозиции (автор - заведующая историко-мемориальным музеем, член Союза российских писателей Альбина Болотова) произошло символическое соединение «лучших из дворян» и простых русских солдат, которые в одном строю стояли под пулями и картечью неприятеля. Не случайно в центре её рядом с портретами прославленных полководцев Кутузова и Барклая де Толли мы видим портрет Павла Яковлевича Толстогузова, гренадера 38-го Тобольского пехотного полка, который в 17-летнем возрасте сражался с французами. Интересна судьба этого воина. В 1912 году, когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины Отечественной войны, Николай велел отыскать оставшихся в живых участников тех легендарных событий. Во всей необъятной Тобольской губернии таковым оказался лишь один П.Я.Толстогузов, житель уездного города Ялуторовска. И было ему 117 лет. Почтенного старца стали готовить к отправке на торжества в столицу, прислали фотографа из Тобольска. Но старый солдат вскоре умер. То ли от волнения, то ли от возраста. А фотография хранится в фондах Тобольского архива. С этого документального снимка не самого лучшего качества и нарисовал живописный образ П.Я.Толстогузова ялуторовский художник Юрий Ермаков, добавив долю своего воображения, его же кисти принадлежат и обе копии портретов полководцев. Юрий Ермаков - автор ещё одного замечательного полотна - изображения декабриста Вацлава Враницкого, чей прах покоится в Ялуторовске. Чех по национальности, из рода пражских пивоваров, он дослужился в русской армии до чина полковника, участвовал во многих военных кампаниях, заслужил золотую шпагу за храбрость. Ни в одном издании о декабристах нет портрета этого человека. Известно лишь словесное описание в делах Следственной комиссии, допрашивавшей участников восстания. Отталкиваясь от этого описания, Юрий Ермаков предложил музейщикам свою версию портрета. (Точно так же поступил московский скульптор, лауреат Ленинской премии Владимир Матросов, когда ваял скульптуру В.Враницкого для мемориального комплекса декабристов на привокзальной площади в Ялуторовске). Не бесспорно, но, как говорится, пробирает! Словно из глубины веков направлен на вас взгляд усталого, много пережившего человека, никогда не предполагавшего, что закончит свой земной путь в Сибири. И на месте его предполагаемого захоронения будет стоять не крест, а скульптура «Белый ангел» работы ялуторовского мастера Владимира Шарапова.

Характер народной войны хорошо передают колоритные предметы из фондов Ялуторовского музейного комплекса - гладкоствольное оружие, пика, вилы, штыки, пуговицы от мундира французского солдата 12-го линейного полка, сражавшегося в 1812 году под Смоленском. Здесь же представлены осколки ядра, шрапнель, найденные на месте батареи Раевского, земля, привезенная с Бородинского поля. Органично в этом ряду смотрятся фигурки солдат русских и французских полков, военачальников - скрупулёзный, выверенный до мельчайших деталей труд преподавателя Тюменского госуниверситета Александра Мельникова в стиле исторической реконструкции.

Большую смысловую нагрузку несут реконструированные предметы: мундир прапорщика лейб-гвардии Семёновского полка, знамя этого известного воинского соединения, изготовленные ялуторовскими мастерицами - костюмером киноконцертного зала «Юбилейный» Надеждой Иваницкой, руководителем театра мод «Людмила» Людмилой Хребтовой, преподавателем художественного отделения детской школы искусств Ольгой Цыбочкиной - в сотрудничестве с музейными работниками.

События Отечественной войны 1812 года продолжают волновать нас и через два столетия. Подтверждение этому - интернет-викторина, проведённая накануне Международной акции «Ночь музеев» в мае текущего года. Ответы на вопросы, размещённые на сайте Ялуторовского музейного комплекса, приходили по электронной почте из многих городов. А один из главных призов (настенные часы с символикой Тюменской областной Думы), учреждённый депутатом Владимиром Ковиным, отправился в Тверь, где живёт победитель викторины. Нельзя не отметить и тот факт, что именно в канун юбилейной даты ялуторовская интеллигенция выступила инициатором идеи установить памятный знак на месте разрушенной в 30-е годы Вознесенской церкви, возведённой в 1812 году местным купечеством в ознаменование победы русского народа над Наполеоном. Через три десятка лет в этом храме будет крещён будущий меценат и промышленник С.И.Мамонтов.

Автор: Павел Белоглазов