Медиакарта
17:45 | 10 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

«Хорошо там, где нас нет»

«Хорошо там, где нас нет»
21:24 | 07 сентября 2012

Так отвечает на наш вопрос - как в Шаньгино живется - Мурат Рахимович Самеев. Другого ответа мы и не ждали. Глядя на его дом и усадьбу, чувствовалось: семья основательно прижилась. Дом Самеевых привлекает внимание при въезде в деревню своим сказочным видом. Над калиткой возвышаются грациозные лебеди, у дома - вечнозеленые пальмы. В палисаднике цветы, а за ним свисают резные колокольчики. Из пеньков да старых сковородок замечательно смотрятся мухоморы. Интересуемся, откуда такое творчество.

  • Из Интернета, - улыбаясь, отвечает Мурат Рахимович. - Ничего здесь сложного нет, было бы желание создавать красоту. Из выброшенных шин и покрышек вырезал лебедей, из пластиковых бутылок - пальмы. Родился Мурат в Шаньгино, в большой казахской семье. После школы выучился на водителя. Когда пришло время жениться, взял в жены русскую. Светлана полностью посвятила себя семье. Дочь и сын уже взрослые. Большим хозяйством Самеевы не попускаются. Считают, что без живности в деревне не проживешь. Мурат Рахимович - человек занятой. Кроме домашних дел его ждет хлопотное производство. Он бригадир животноводства в ООО Сп «Ситниковское». На ферме пятьсот голов крупного рогатого скота, из них двести десять дойных коров. Уход за скотом обеспечивают пять доярок, две телятницы, одиннадцать скотников, слесарь. С фермы ежедневно реализуется около двух тонн молока.

  • Условия для работы есть, заработная плата пока всех устраивает, одна беда - дисциплина хромает, - говорит бригадир. - Есть в коллективе люди пьющие, поэтому приходится с пьянством бороться.

Сейчас идет подготовка к зиме. Наемные рабочие перекрывают крышу в коровнике, перестилают пол. Со слов Самеева, с кормами проблем не будет. Механизаторы под руководством бригадира Сергея Владимировича Пономарева сверх нормы заготавливают сено, сенаж, силос.

В ходе беседы с Муратом Рахимовичем о житье-бытье в Шаньгино интересуемся, кто стучит молотком по соседству.

  • Это наш бессменный председатель участковой избирательной комиссии Павел Иванович Соловьев. Один из первых отчитывается о выборах, - представляет соседа Самеев, приглашая его присоединиться к нашему разговору.

Павлу Ивановичу задаем тот же вопрос: как живется в деревне?

  • Нормально живется. Женщины клубнику ведрами несут. Ягоды и грибы рядом. Не только лес, и речка кормит. В прошлом году отремонтировали плотину. Районный бюджет помог. Собрали со двора по триста рублей, чтобы закупить в тюменском рыбопитомнике мальков карпа. По этому случаю в деревне даже сход прошел. Все волновались, как мальков в целости-сохранности доставить. Ждали с нетерпением, созванивались с главой Ниной Николаевной Радкевич. Теперь надеемся, что к осени карпы по килограмму потянут. Но чтобы рыболовство развивать, лучше бы в Солоновку окуня и щуку запустить. Ротана запустили, но он другую рыбу выживает, да и сорным считается. И с карпом проблемы могут быть: ему зимой доступ воздуха нужен. Для лунок специальный аппарат потребуется.

Павел Иванович Соловьев - заядлый рыбак. На реке Тобол щуку на восемь килограммов ловил. Сам родом из Солоновки, более двадцати лет в Шаньгино живет и не жалеет. После реорганизации ЖКХ устроился на Ситниковский молочно-консервный комбинат, чтобы доработать до пенсии. С женой разводит на подворье свиней и кур. Надеется, что в скором времени в Шаньгино подведут газ к домам.

Когда на Журавлевской территории появилась проблема с рабочими местами, Виктор Иванович Куленко не растерялся, пошел работать по найму. В Шаньгино он нарасхват: то пилит доски на штакетник, то кому-то делает веранду, ремонтирует крышу. Недавно на животноводческой базе Щегербаевых кормушки обновил. У него много специальностей: ранее работал водителем, комбайнером, слесарем на дойке, когда не хватало пастухов, пас скот.

  • Зять у меня хороший, - хвалится Надежда Леонтьевна Мартынова. - Дров, воды принесет, дорожки зимой от снега прочистит и продуктами обеспечит. Дочка болеет, так и домашняя работа вся на нем.

Надежда Леонтьевна труженица тыла. В июле ей исполнилось восемьдесят шесть лет. В годы войны вместе с другими женщинами хватила лиха: работала на лесозаготовках, на покосах, боронила и сеяла на быках, полола, вязала снопы. Зачастую после хлебосдачи не оставалось зерна на самые необходимые нужды, даже для расчетов на отработанные трудодни, и тогда ели «заваруху-болтушку», которую готовили из смеси овса и травы. Сурово карали тех, кто нарушал трудовую дисциплину. На своем веку Надежда Леонтьевна всякой работы повидала. После войны была учетчиком в тракторной бригаде, потом за семь километров возила обрат поросятам. Когда в Шаньгино ни один мужчина не согласился пойти в управляющие фермой, Мартынова руководила четыре месяца, пока не назначили нового.

  • Что бы не жить в деревне по-хозяйски, - рассуждает ветеран Великой Отечественной войны. - Покосы рядом. В Шаньгино асфальт проложен, автобус ходит. В крайнем случае вахтовым методом работать можно. К нам доярок из Ситниково возят, а свои молодые дома сидят. Некоторые считают, легче на самогонке заработать. Сами гонят, сами пьют. Это же бедствие! Вот откуда неблагополучные семьи берутся. Родители пьют, и дети в стакан заглядывают.

У бывшего депутата сельсовета, народного заседателя райсуда Надежды Леонтьевны душа сейчас болит о том, как бороться с пьянством, лодырями, которые ждут субсидию, помощь государства, «палец о палец не ударяя». По последней переписи в Шаньгино проживает сто двенадцать человек. Основное население - люди пожилые, которые здесь родились, выросли и состарились, как, например, Александра Федоровна Гефнер. Вот уже сорок девятый год она в браке с Иваном Кондратьевичем. Восемьдесят три года их совместный трудовой стаж. Вырастили троих хороших детей. Двое живут и работают в с.Журавлевское, третий сын в Омутинке.

Иван Кондратьевич знатный механизатор. За свой труд неоднократно награжден. Александра Федоровна до выхода на пенсию работала экспедитором, обеспечивала население хлебом. Все годы трудились в поте лица, и дети такие же трудолюбивые. С их слов, дочка Рита в семь лет могла коров подоить. Раньше Гефнеры держали на своем подворье коров, сейчас только мелкая живность. Двор у них ухожен. Поставлены новые ворота из профнастила. В доме ведется текущий ремонт. Так что без дела супруги не сидят. Лишь временами выходят за ворота на лавочку, обсудить житейские проблемы, поделиться своим мнением о последних выпусках новостей в стране. Политикой не увлекаются, но к происходящим событиям в стране, области, районе неравнодушные. Просматривая телепередачи, читая газеты и слушая радио, делают вывод, что курс, выбранный правительством России, правильный. Идет решительная борьба с терроризмом, коррупцией в высших эшелонах власти, с незаконным оборотом наркотиков.

  • Невозможно враз восстановить разрушенное реформами, так же, как и нашу деревню, - говорит Александра Федоровна. - Нет у нас в деревне объектов соцкультбыта, магазина, но пройдут годы, и все это появится, может быть. Кто не отчаивается, даже в самых экстремальных условиях находит силы выживать. Надо жить с верой в лучшее.

Посетовали Гефнеры на воду, которую черпают из колодца: мутная, с илом, долго отстаивается. Рядом с домом пробурили современную скважину, но насос сгорел, теперь колодец новый в бездействии. Колодцев в Шаньгино хватает, но их тоже со временем чистить и ремонтировать надо. Опять же все упирается в деньги.

Своими силами что-то делать - не тот народ, что раньше, на власть надеется.

И все равно, Шаньгино - деревня не забытая. Есть здесь свой депутат, глава сельского поселения Нина Николаевна Радкевич нередко наведывается. Решаются вопросы, значит, деревня живет.

Автор: В деревне побывали С. ЗАЗИМКО и А. САУТИЕВ